МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету
СОЛЬФЕДЖИО

2014

Одобрено
Методическим советом
МБОУ ДОД «*** ДШИ »

«___»____________2014 г.

Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «*** ДШИ »

______________
(подпись)

«___»___________2014 г.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Организация-разработчик:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«*** ДШИ »

Разработчик:
Д.И. Шайхутдинова
музыковед,
автор методики проблемно-модульного обучения сольфеджио,
автор учебных и методических пособий,
преподаватель Тюменского Центра переподготовки и повышения
квалификации специалистов

Рецензент:
В.Н.Юнусова
Доктор искусствоведения, профессор
кафедры истории зарубежной музыки
МГК им.П.И.Чайковского.


Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
— Срок реализации учебного предмета;
— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
— Форма проведения учебных аудиторных занятий;
— Цель и задачи учебного предмета; новизна данной программы.
— Обоснование структуры программы учебного предмета;
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета
— Учебно-тематический план;
— Распределение учебного материала по годам обучения;
— Формы работы на уроках сольфеджио;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок
— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
— Критерии оценки;
— Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Список учебно-методической литературы
— Учебная литература,
— Учебно-методическая литература;
— Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Актуальность программы определяется решением учебно-воспитательных задач, которые отражены в основных документах: ФЗ РФ «Об образовании», «Концепции развития художественного образования». Обучение по данной программе способствует творческому, интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создает условия для самореализации посредством приобщения к образцам мировой музыкальной культуры, развития мотивации к познанию и творчеству.
Педагогическая целесообразность настоящей программы определяется:
— музыкальным развитием учащихся, а именно: расширением музыкального кругозора, выявлением творческих задатков, формированием музыкального вкуса, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, вокальной интонации и ритмического чувства;
— овладением теоретическими знаниями об элементах музыкального языка;
— приобретением практических навыков интонирования и определения на слух различных элементов музыки;
— умением графически записывать мелодию, подбирать к ней аккомпанемент.
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства.

2. Сроки реализации. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 8 лет для детей, поступивших в первый класс в возрасте от восьми лет.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» может быть увеличен на один год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Классы 1– 8 9
Количество часов на аудиторные занятия 378,
5
49,5
Количество часов на внеаудиторные занятия 263 33
Итого максимальная учебная
нагрузка (в часах)
641,5 82,5

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), продолжительность урока — 40 минут.

5. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
· формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Новизна данной программы состоит в реструктуризации курса «Сольфеджио» на основе блочно-модульной технологии обучения. Данная технология строится на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, заключающейся в практической ориентировочной деятельности. Учебный материал осваивается и закрепляется непосредственно на уроке, благодаря практической исследовательской деятельности обучающихся. Это позволяет построить учебный процесс без традиционных домашних заданий и опросов.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником, а именно:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Оснащение занятий

На протяжении всего курса активно используется наглядный обучающий материал: таблицы, схемы, плакаты.
Предусмотрено использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
В соответствии с блочно — модульной технологией обучения дидактический материал подбирается педагогом на основе полного комплекта учебно-методических пособий автора. Вместе с тем, к работе привлекаются общеизвестные учебники по предмету, как то: сборники диктантов, пособия для сольфеджирования, чтения с листа и другие.

II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку развивает музыкальный слух, музыкальную память, творческое мышление, а также дает теоретические знания. В результате приобретенных умений и навыков интонирования, чтения с листа, слухового анализа и др., обучающиеся успешно овладевают инструментом, сольным и ансамблевым исполнительством.

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала по каждому классу в течение всего срока обучения. Преподаватель самостоятельно планирует порядок изучения тем в русле блочно-модульной технологии и исходя из особенностей каждой учебной группы.

 

Срок обучения 8 (9) лет
1 класс

Таблица 2

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного занятия

Общий
объем времени (в часах)

Максимальная
учебная нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

1 Клавиатура.  Названия октав.  Регистры. Скрипичный и басовый ключи.  Ноты 1 октавы.

Урок

2

1

1

2  Метр-пульс. Размеры 2/4, 4/4. Четвертные,
половинные,  восьмые  длительности нот.

Урок

2

1

1

3 Лад – мажор,
минор. Тоника. Высота лада.

Урок

2

1

1

4 Понятие полутон.
Звуки-диезы и звуки-бемоли.

Урок

2

1

1

5 Виды ритма:
совпадение, удлинение, дробление.

Урок

2

1

1

6 Понятие «тон» как
два полутона вверх или вниз.

Урок

2

1

1

7 Введение в
интервалы. Сложение тонов.

Урок

4

2

2

8 Текущий контроль

Контрольный
урок

2

1

1

9 Введение в
тональности. Навык называния диезных и бемольных тональностей.

Урок

2

1

1

10 Диезные
тональности мажорного лада.

Урок

2

1

1

11 Трехдольный метр.
Размер 3/4

Урок

2

1

1

12 Понятие «гамма».
Ступени лада. Строение мажорной гаммы. Гаммы
До, Ре, Ми мажор.

Урок

2

1

1

13 Ноты II октавы.
Четвертная пауза.

Урок

4

2

2

14 Текущий контроль

Контрольный
урок

2

1

1

15 Понятие об энгармонизме
звуков.

Урок

2

1

1

16 Модели чистых
интервалов.

Урок

4

2

2

17 Устойчивые звуки
лада. Тоническое трезвучие.

Урок

2

1

1

18 Модели малых и
больших интервалов.

Урок

4

2

2

19 Бемольные
тональности мажорного лада.

Урок

4

2

2

20 Неустойчивые
ступени лада, их разрешение.

Урок

2

1

1

21 Текущий контроль

Контрольный
урок

2

1

1

22 Обращения моделей
интервалов.

Урок

5

2

3

23 Транспонирование
упражнений.

Урок

4

2

2

24 Ритмические
упражнения на пройденные  виды ритма.

Урок

2

1

1

25 Затакт с
четвертной длительности.

Урок

4

2

2

26 Промежуточный
контроль

Контрольный
урок

2

1

1

ИТОГО:

64

32

32