Работа над проектом продолжается

Хочу известить коллег-пользователей сайта, заинтересованных в проблемно-модульной технологии и знающих содержание методической литературы, о продолжении работы над проектом по внедрению моей программы в образовательный процесс N*** детской музыкальной школы. За учебный год была полностью освоена программа второго класса в соответствии с ФГТ (Программа целиком опубликована в рубрике «Методический материал»).

Мою ассистентку-стажера, с которой ведем интегрированные уроки, удивил тот факт, что первый урок в сентябре ничем не отличался от заключительного в мае прошлого учебного года, как будто не было трех месяцев перерыва. Ученики, не задумываясь, произносили названия мажорных тональностей и количество знаков в них, работали над запоминанием мелодии наизусть, которую исполняли на инструменте в любой диезной и бемольной тональности; определяли модели всех простых интервалов и называли количество тонов… «Отчего происходит такое чудо? – спрашивала она. Ведь раньше приходилось все начинать почти с нуля, ученики не могли отвечать на вопросы, хотя весь материал был пройден!»

Дело в том, что в проблемно-модульном обучении учитель не прибегает к форме контрольных вопросов с целью проверки знаний, а организует занятие на основе ориентировочной деятельности, в ходе которой дети имеют перед собой объект познания и, опираясь на него, быстро вспоминают и прочно усваивают материал (напомню, объектом познания у нас является клавиатура фортепиано). Если бы учитель на первом уроке в сентябре начал спрашивать, сколько знаков в тональностях или тонов в интервалах, то, скорее всего, он не получил бы желаемых уверенных ответов. В нашем случае учитель обращается к детям так: «Мы с вами знаем интервалы, они делятся на две группы (далее подключаются дети и говорят вместе с учителем): одну группу составляют чистые, другую – большие и малые (уточняют). Давайте проиграем и пропоем секунды от всех белых клавиш и назовем их большими или малыми. Кто пойдет к инструменту?» (обычно к инструменту хотят все).

Во втором классе была продолжена работа над изучением тональностей – теперь уже минорных. Сначала знакомились с параллельными диезными тональностями, которые в модульной методике даются в системе – все сразу, а не выборочно, как в традиционной программе. Во втором полугодии осваивали минорные бемольные тональности. Как и в работе с мажорными, наряду с запоминанием расположения тоник и знаков, большое внимание уделяем непосредственному проигрыванию и пропеванию ступеней лада в изучаемых тональностях. С этой целью взяли в проработку восходящие виды кругового движения (в первом классе использовали «Песенку о ступенях» № 23, 24). Мотив, состоящий всего из четырех звуков, проигрывается секвентно от каждой ступени в натуральном ладу, чем и достигается закрепление (употребление) знаков (черных клавиш).

Изучение простых интервалов продолжилось освоением приемов расширения и сжатия моделей, где большую помощь оказали жесты – движения рук. Для освоения принципа «расширение» удобно вначале проработать интервалы от звука си, поскольку все модели здесь малые, а квинта уменьшенная, тогда как для освоения принципа «сжатие» удобно организовать работу от звука фа. После такого осмысления обоих приемов берем в работу другие белые клавиши, где встречаются разные модели интервалов. Примерно в середине третьей четверти знакомим с принципом неизменности модели, после чего можно считать интервалы полностью изученными.

Большое внимание во втором классе уделяется ритмическим упражнениям по подготовке к пунктирному ритму (см. тему № 16 в «Методике ЭТМ»). Только после проведения серии таких подготовительных упражнений вводим четверть с точкой и восьмую. Параллельно в виде физической разминки прорабатываются жесты, готовящие к освоению дирижирования в размерах 2/4 и 3/4. Несколько уроков работаем над жестом «отбивание мячей» – первой долей размера 3/4. Для освоения других жестов «призываем на помощь» ощущения, связанные с воспоминаниями о жарком лете (дети представляют себя стоящими по пояс в воде и выполняют различные движения обеими руками – см. «Методику обучения сольфеджио».

При изучении (исследовании) главных трезвучий лада, как в мажоре, так и миноре, наряду с рекомендациями, изложенными в «Методике обучения ЭТМ», появилась другая версия, хорошо показавшая себя на практике. Так, при исследовании моделей трезвучий ученики выделяют три мажорных, три минорных и одно уменьшенное. Далее учитель говорит: «Мы знаем, что белые клавиши представляют собой ступени до мажора. Подумайте и скажите, какие из этих трезвучий можно назвать главными в до мажоре – мажорные, минорные или уменьшенное? Обычно дети называют до-ми-соль, фа-ля-до, соль-си-ре, но в случае возникновения заминки можно помочь такими словами: «Могут ли в мажорном ладу быть главными минорные трезвучия и тем более уменьшенное? (другой вариант: «Могут ли мажорный лад представлять минорные трезвучия?»). После чего делают выводы и запоминают ступени мажора, на которых образуются главные трезвучия. Здесь же нужно продемонстрировать участие главных трезвучий в сопровождении мелодии и проиграть несколько примеров (названия – тоника, субдоминанта, доминанта – лучше давать на следующем уроке после повторения всего комплекса исследований). Что касается минорного лада, то здесь необходимо направить внимание на усвоение мажорной доминанты. К этому времени ученики знают, что на белых клавишах находится звукоряд параллельного ля минора. Учитель начинает играть первую фразу песни «Кузнечик» и предлагает продолжить ее. После нескольких попыток дети находят соль-диез. Тогда учитель предлагает подобрать сопровождение, в ходе которого устанавливают, что «тоника минорная, а доминанта нужна мажорная, так как минорная не подходит». Данное открытие подтверждается другими примерами, затем делают вывод об использовании в музыкальной практике гармонического вида минора с мажорной доминантой.

Хочу отдельно сказать о том, что музыкальную школу, на базе которой внедряется проект, посетила музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, автор более 140 научных работ и учебных пособий Виолетта Николаевна Юнусова. Она выступила перед преподавателями районных ДМШ с уникальным мультимедийным курсом лекций о мировой музыкальной культуре Востока и конечно побывала на моих занятиях с учащимися 1 и 2 классов. Высказывая свои впечатления от уроков, Виолетта Николаевна была удивлена высоким уровнем знаний и умений учеников, отметила перспективность проблемно-модульного подхода, его адаптированность возрастным особенностям и соответствие современным требованиям к обучению детей.

В нынешнем году продолжится работа уже в 1-2-3 классах, охваченных модульной методикой, о результатах которой я буду сообщать своим пользователям. В помощь педагогам-практикам, прошедшим обучение на курсах или семинарах, готовится к выпуску брошюра с поурочным материалом по сольфеджио для второго класса (для первого класса вышла в прошлом году). Для тех преподавателей, испытывающих потребность в более подробном освоении метода, но не имеющих возможность посетить курсы повышения квалификации и семинары автора, в будущем планируется проведение вебинаров (интернет-семинаров), которые будут доступны и удобны практически каждому.