Здравствуйте, уважаемая Дамира Ильдаровна!

     Хочу поделиться результатами 1 года работы по Вашей методике.
Я работаю третий год (вернулась в профессию после очень большого перерыва.) В 2014-2015 уч. году работала по Вашей методике с 1 кл. (инструментальные отделения).
Дети очень хорошо освоили  модели интервалов с преобразованием вершины и основания.
Так же легко потом начали преобразовывать трезвучия (мажорное-минорное-уменьшенное). На открытом уроке для родителей (последний урок в году) получила от них обратную связь: родители удивлены, что несмотря на сложность (в их понимании!), дети достаточно легко ориентируются в этих понятиях и применяют на практике. И даже дома или в гостях дети-народники, гитаристы, скрипачи и т.д. играют на фортепиано какие-нибудь песенки и уже неплохо ориентируются в фортепианной клавиатуре, несмотря на то, что уроков общего ф-но у них нет. С особым удовольствием один мальчик (совсем маленький и очень забавный) на открытом уроке старался быстро скороговоркой прокричать: «Чтобы превратить мажорное трезвучие в минорное надо терцовый тон понизить на полутон!!!!» Так же и в отношении других трезвучий. Я уже и не просила их это  говорить (и так могли сделать), а он один за всех и кричал! Быстрее. чтобы я его не прервала. Такой вот чудный ребенок!
Ритм  предложенных мелодий основная масса детей исполняла осознанно и хорошо. Небольшие проблемы с чтением нот (некоторые дети не успевали сообразить название ноты).
С тональностями возникли проблемы такого плана. На моих уроках они отвечают на мои вопросы и правильно. А вот приходя на урок специальности, не могут ответить на вопрос педагога о количестве знаков в тональности. Это мы общались с педагогом по флейте. Меня «уведомили», что ребенок не может сказать, сколько знаков в Фа мажоре. Я тут же спрашиваю ребенка, и она отвечает правильно. Последовательность вопросов моих такая: «Бемольная или диезная тональность?….. Четный или нечетный ряд?……  Сколько знаков?… Какой?»… Причем мне отвечает четко и быстро…. Пришлось педагогу объяснять мою систему подачи информации детям на уроке сольфеджио….. В чем здесь мой недочет, подскажите, пожалуйста.
В разных тональностях дети играли достаточно легко только 23 и 24 номера. Остальные –труднее. На дом я задавала часто просто списать мелодию, определить тональность и подписать ступени. Многие делали сразу  и правильно, некоторые прицеплялись к До мажору и его ступеням и приходилось поправлять, некоторые не делали вовсе. Видимо без таких учеников не бывает))))  Вот потому  я и пригласила родителей посетить открытый урок, чтобы они увидели, как работает их ребенок. Даже девочка-детсадница, она у нас каким-то чудом попала в 1 кл., и та усвоила программу целиком. Правда нам приходилось заниматься с ней дополнительно, но тем не менее ответы она давала правильные (только почти шепотом и медленно — такой ребенок).
Такие темы, как вводные звуки, опевания, устойчивые и неустойчивые звуки, пение гамм мы касались только немного. Т.е. регулярной работы в гамме не было. Но если встречалось в мелодии – устно проговаривали.
Секвенцию они поняли неплохо и даже слышали, когда я предлагала конструктивные диктанты (и устно, и письменно).
Диктанты давались не всем. Ритмические —  легче. Конструктивные с записью — сложнее. Запись мелодии наизусть – тоже по-разному получалось: ноты не все хорошо читают и потому запись по памяти давалась сложнее.
Наша зав.теоретической секцией смотрела мой урок. Сказала, что много знают дети, осталась довольна. Но несмотря на это мне постоянно предлагается ознакомиться и с другими методиками для «осмысления и интеграции одного в другое..и чтоб не зацикливаться…» Но я пока не хочу углубляться еще во что-либо, поскольку нужно понять и осмыслить до конца что-то одно, а не метаться в разные стороны. Это мое такое мнение (хотя я ничуть не сомневаюсь, что  всегда и везде можно найти полезное.) Поэтому я попросила на следующий год дать мне еще первоклассников, чтобы еще раз пройти по тому же пути и понять глубже программу.
Вот пожалуй и все. Еще раз хочу выразить благодарность Вам, Дамира Ильдаровна, за Ваш огромный многолетний труд. Вашу поддержку и  помощь. Дай Вам Бог здоровья, процветания и творческих успехов.
Буду очень рада и признательна, если Вы прокомментируете мои результаты и подскажете, где есть неточности и ошибки, чтобы я смогла их исправить.

С уважением, Ольга. Ижевск.

Комментарии 1

  1. Д.И.Шайхутдинова сказал:

    Здравствуйте, Ольга! Вы достигли очень хороших результатов за один год, поздравляю! Даже прошли с превышением объема программы, ибо в 1 классе интервалы осваиваются до моделей (введение, или, сложение тонов, затем 1 и 2 модули), а преобразование моделей и принцип неизменности (3, 4 модули) запланированы на второй год обучения. Такое распределение закрепилось не зря, т.к. наиважнейшей составляющей является именно четкое знание моделей, отталкиваясь от которых происходят все преобразования. Если в 1 классе остается время (дети вроде бы уже всё знают) лучше дать обращения интервалов. В этом случае представляется отличная возможность укрепить знания благодаря необходимости распознавать сразу два интервала. Этим я и занималась со своими первоклашками.
    Что касается освоения трезвучий, то это просто блестяще! Знание и применение техники преобразований (за счет терцового тона), а также овладение фортепиано на уровне проигрывания песенок о ступенях учениками-народниками, гитаристами и т.д. свидетельствует о качественном уровне образования ваших учеников. Вообще надо отметить, что заинтересованность родителей, привлечение их к процессу овладения материалом всегда повышает результативность, и в этом вы преуспели, молодец!
    В отношении ритма и чтения нот. За один год работы получить удовлетворяющий всех результат невозможно (за исключением детей-вундеркиндов), эти занятия продолжаются вплоть до 5 класса, а то и на протяжении всех лет обучения. Ведь не секрет, что музыкальные способности детей довольно средние (если не сказать слабые), кроме того, педагоги по специальности не занимаются чтением нот так, как это делаем мы. Ритмом и сольмизированием надо заниматься постоянно и упорно, следуя алгоритму, с которым я в первую очередь знакомлю на семинарах и который дан в методике обучения сольфеджио. Продолжайте так же работать, и вы будете вознаграждены!
    В работе с тональностями, опять же, ваших недочетов нет. Вы всё делаете правильно, задавая вопросы в такой последовательности. Наши вопросы на самом деле содержат в себе ответы, благодаря которым ребенок запоминает путь, мыслительные действия. Всякий раз, проходя этот путь, он повторяет и закрепляет нужное знание, тональности определяются быстрее и увереннее и, наконец, надобность в ориентировочной деятельности отпадает вовсе. Вот вы придете 1 сентября и начнете спрашивать своих 2-классников, направляя на ответы этими правильными вопросами. И увидите, что дети не только ничего не забыли, а стали свободнее ориентироваться в тональностях.
    Проигрывание № 23 и 24 нужно для того, чтобы дети научились применять знаки в изучаемых тональностях. По сути они научаются играть гаммы, т.к. мелодии этих двух номеров построены на поступенном движении. В этом заключается их (номеров) миссия (которая будет еще неоднократно помогать в дальнейшем). Другие виды мелодического движения отрабатываются так же в ходе многократного повторения (транспонирования). Это различные интервальные интонации, которые даны в №№ 33-39, опевания, круговые движения и т.д. Всем этим мы занимаемся вплоть до 7 класса. Раз уже распознают на слух секвенцию, то осмысленное восприятие мелодии в этой части обеспечено.
    Обучающие (конструктивные) диктанты нужно строить таким образом, чтобы запомнился какой-либо мелодический или мелодико-ритмический оборот. Для этого к одному и тому же номеру нужно возвращаться 2-3 урока подряд, с тем чтобы повторялись усвоенные элементы и на них накладывались новые. А вариативные диктанты способствуют развитию музыкальной памяти. В этом случае ученик удерживает в памяти знакомую мелодию (выученную наизусть) и на слух или по нотному тексту отмечает в ней изменения, которые исполняет педагог. Обучая так на протяжении всего курса, приобретается умение свободно записывать незнакомую мелодию.
    Теперь насчет применения других методик. Видите ли, проблемно-модульное обучение – это не один из новых приемов, который можно использовать при изучении той или другой темы, того или иного материала. Это способ мышления, полностью отличающийся от традиционного подхода. Вместо пассивного восприятия материала ученик сам находит ответы; вместо объяснительно-иллюстративного построения урока учитель организует практическую деятельность, побуждает к действию. Разве за один год возможно предусмотреть все нюансы, использовать и воплотить все особенности и заявить «я овладел проблемно-модульной технологией»? Из года в год можно только искать и находить, совершенствовать подходы и постоянно улучшать результаты. Вот Ольга Хабибуллина, которую я всегда привожу в пример, до такой степени улучшила качество и результативность, что после 3 лет лауреатства во всероссийских теоретических олимпиадах, проходивших в СПб, в этом году привезла три (из трех участников) лауреатских места из Москвы! Я всегда говорю о том, что нужно знакомиться с любой новой информацией, быть в курсе всех новинок, появляющихся на горизонте обучения сольфеджио. Но изучать это новое нужно лишь с одной целью: чтО можно взять и использовать, чтобы помочь ученикам в вопросе самообучения; задаваясь вопросом, помогает это развитию ритма, памяти, логики, способствует овладению инструментом и т.п. Нужно уметь «отделять зерна от плевел», не бросаться на новое только ради того что оно новое, а видеть его преимущества перед делом, которым вы занимаетесь.
    В завершение хочу обратить ваше внимание на то, что при традиционном подходе ученики 1 класса такого количества и качества знаний и умений уж точно не имели бы, а ваши первоклассники овладели такими навыками, которые послужат надежной базой для приобретения настоящих профессиональных знаний в последующие годы обучения!

Комментирование закрыто