Результаты внедрения технологии проблемно-модульного обучения
в отдаленном северном поселке

Для завсегдатаев сайта, которые знают о проекте и хотели бы узнать о его результатах, сообщаю, что поставленные перед проектом задачи в целом и программа четвертого года обучения выполнены.
Интересным событием стало участие в Окружной конференции в г.Новый-Уренгой, которая была посвящена новациям в сфере детского музыкального образования. Там я выступала в четырех номинациях: доклад, мастер-класс для преподавателей, открытый урок, статья в сборник материалов. Естественно, все мои выступления касались темы проблемно-модульного обучения.
Особо отмечу мастер-класс под названием «Алгоритм разбора пьесы» для учеников 1-2 инструментальных классов . В центре аудитории расположились преподаватели вместе со своими учениками с инструментами: баян, кларнет, гитара, скрипка, фортепиано. Благодаря предложенному алгоритму, в основе которого лежали приемы, используемые на уроках сольфеджио, в течение 20 минут дети разобрали небольшую пьесу, запомнили и исполнили наизусть – каждый на своем инструменте.
Присутствующим был также показан 20-минутный фрагмент открытого урока в 4 классе на тему «Работа над пунктирным ритмом» . Освоение пунктирного ритма происходило с учениками ДМШ, на базе которой проходила конференция. Несмотря на то, что ученики видели меня впервые и были не знакомы с формами работы, они с удовольствием выполняли предваряющие упражнения, легко справились с сольфеджийным примером в пунктирном ритме, в завершение каждый проиграл его по памяти на фортепиано.
Но вернемся к основной теме. В прошлом году, публикуя отчет о ходе внедрения методики, я упоминала, что поселок, в котором находится школа искусств, очень мал по своей величине (население составляет около 2 тысяч), и музыкальное образование детей у его жителей не ставится в ряд первостепенных. Отсюда контингент школы представляют самые разные по музыкальным и интеллектуальным способностям дети. При таком положении дел речь не может идти ни о полноценной домашней подготовке, ни о заинтересованном, мотивированном отношении к занятиям. Педагог-стажер, работающая в данной школе на постоянной основе, с которой мы проводили интегрированные занятия, не раз говорила о том, что в таких условиях единственно возможным методом является проблемно-модульное обучение. В свою очередь, мне было полезно проверить действенность методики – насколько толерантная, поисково-исследовательская деятельность может повлиять на усвоение знаний, отношение к урокам и в целом на успешность и результативность обучения неподготовленных, немотивированных детей… А успехи не замедлили сказаться – так, в марте 2016 года ученик 4 класса (впервые в истории школы) стал лауреатом Окружной олимпиады по сольфеджио! Кроме того, к всеобщему удовлетворению маленькая сельская школа (в неменьшей степени благодаря внедрению инновационного проекта) была удостоена звания «Лучшая школа в Округе». Многие ученики изменили отношение к сольфеджио, стали самостоятельно и с удовольствием (без напоминаний и назиданий) прибегать на уроки, на переменах подбирали на слух и музицировали на инструменте, а уходя домой напевали запомнившуюся мелодию сольфеджийного примера.
Причины таких изменений объясняются психологическими факторами: дети идут на урок без тяжелого чувства из-за невыполненного домашнего задания, они знают, что их не вызовут отвечать пройденную тему, не потребуют дневник, чтобы написать замечание. Даже если кто-либо не понял материал, то у него есть возможность вспомнить и повторить, каждый будет работать в коллективе и в то же время самостоятельно находить ответы на вопросы учителя.
Как мы знаем, результативность технологии проблемно-модульного обучения достигается благодаря повторяемости модулей. Педагог, держа в голове ключевые понятия и ладовые закономерности, которые должны быть усвоены учениками , формирует их в сознании детей постепенно, в течение длительного времени, порою, на протяжении двух-трех лет. С этой целью он использует небольшие (в то же время законченные) тематические части-модули, которые включает в работу друг за другом. Таким образом, в ходе урока может быть задействовано сразу несколько модулей – в методике ПМО это обычная практика. Например, в 4 классе в I четверти «запускается» восемь тем из пятнадцати (составляющих годовой объем), причем, логико-смысловая база для многих из них была заложена во 2-3 классах. Так обеспечивается надежность и глубина приобретаемых знаний, создается прочный фундамент для профессионального осмысления теоретических понятий.
Сказанное подтверждается тем, что главную тему четвертого года – доминантсептаккорд (основной вид) – дети усвоили довольно легко. При этом следует отметить, что доминантсептаккорд усвоен в трех мелодических положениях с отодвинутым басом. Другими словами, ученики 4 класса ДМШ исполняют его в том виде, как он применяется в курсе гармонии музыкального училища: левая рука берет бас в малой/большой октаве, правая – три верхних звука в среднем регистре в мелодических положениях септимы, терции и квинты. Соответственно, и нотируется аккорд в двуручной фактуре. Подобное усвоение аккорда, с одной стороны, позволяет воспринимать его непосредственно в музыкальной практике (в нотном тексте, в клавире, вокальной партитуре), прежде всего, графически (в нотной записи), а также слухово – при определении на слух; с другой стороны, обеспечивает грамотную подготовку учеников, готовых к продолжению профессионального образования в средне-специальном музыкальном заведении.
В вопросе становления интонационных навыков к четвертому году обучения можно вести речь о довольно уверенном пении созвучий (интервалов, трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов) от звука, а также об умении сольфеджировать примеры с листа. Работа, которая велась три предыдущих года, наконец, начинает приносить свои плоды – у учеников появляется более чистая и твердая интонация.
В завершение обзора хочу сообщить педагогам, что перечисленные приемы и практические наблюдения подробно изложены мною в новом выпуске методического пособия «Поурочный материал», который они могут использовать в своей работе с учениками 4 класса.