Важнейшим назначением предмета сольфеджио в музыкальной школе наряду с другими общеизвестными задачами является подготовить ученика к адекватному восприятию и выполнению требований, предъявляемых в классе по специальности, другими словами, помочь ему в грамотном освоении репертуара по специальному инструменту. В реальности, к сожалению, во многом это не так. Педагоги-инструменталисты зачастую констатируют отставание либо незнание обучающимися некоторых элементов музыки, с которыми они встречаются при разучивании пьес.
Как же преодолеть это несоответствие и сделать так, чтобы ученики могли легко, просто и быстро овладевать глубокими знаниями, развивать профессиональные умения и навыки по сольфеджио и теории музыки?
На сегодняшний день утвердительный ответ на этот вопрос дает блочно-модульная технология обучения, которая начиная с 1995 года дает прекрасные результаты в работе с детьми. В чем же заключается данная технология? Коротко назову ее основные положения. Занятия представляют собой проблемные уроки, где исключаются индивидуальные опросы и проверки домашних заданий. Информация на уроке усваивается небольшими дозами (модулями) и приращиваются к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Педагог организует познавательную деятельность учеников непосредственно на инструменте фортепиано, который используется в качестве базового наглядно-практического ориентировочного средства. Другими словами, из клавиатуры фортепиано черпается вся необходимая информация и добываются знания по музыкальной грамоте. Обучение строится таким образом, что все ученики задействованы одновременно: за фортепиано работают двое, у доски на планшете с клавиатурой – один, остальные – за партами, на которых также имеется изображение клавиатуры в натуральную величину – 7 октав. Именно наличие персональной клавиатуры, находящейся на парте, позволяет каждому ученику участвовать в коллективной работе. Все понятия, технические приемы, упражнения осваиваются сначала на клавиатуре инструмента, после этого делаются выводы и выполняются письменные упражнения на уроке.
Но давайте вспомним общепринятый способ обучения, который основан на механическом делении содержания на части, где используются тематические блоки, не оформленные в модули. Ведущим методом подачи материала является объяснительно-иллюстративный, когда педагог сам объясняет новую тему, на которую по плану отводится обычно 1-2 часа, излагает (диктует) правило, затем иллюстрирует его примерами, написанными на доске и проигранными на инструменте. Материал закрепляется посредством опроса, проверки домашнего задания и выполнения письменных работ. Недостатком этого способа является фрагментарность и мозаичность знаний, отсутствие непрерывности в подаче информации. Инструмент фортепиано в ходе урока используется педагогом для иллюстрации или контрольного предъявления на слух музыкальных элементов. Но самый главный недостаток заключается в том, что обучающиеся во время объяснения занимают пассивную позицию, не способствующую активизации внимания и запоминания. Школьники младших классов, в силу возрастных особенностей не владеющие в достаточной степени отвлеченным (абстрактным) мышлением, испытывают затруднения в понимании и усвоении материала, зачастую не могут адекватно применять примеры, написанные на доске и однократно показанные педагогом на фортепиано; многие испытывают стресс перед очередным опросом или письменной работой. Все это приводит к тому, что дети зачастую бросают школу, не завершив музыкальное образование.
Дело в том, что в процессе психического развития каждого ребенка исходной является не чисто теоретическая, а практическая деятельность и «внутри этой последней и развивается вначале детское мышление» — сказано в учебнике психологии. Это означает, что во всех случаях младшему школьнику необходимо отчетливо материально воспринимать и наглядно представлять объект познания, поскольку он довольно хорошо мыслит наглядными образами, еще не владея в достаточной степени отвлеченным (абстрактным) мышлением. Так, согласно учению П.Я.Гальперина, ребенок может выполнить новое действие только с опорой на внешние объекты и внешние манипуляции с ними, впоследствии то же самое действие ребенок выполнит в уме. В качестве такого объекта на уроке сольфеджио может и должна служить клавиатура фортепиано.
Важность двигательных процессов для развития музыкального слуха подтверждается и физиологическими и психологическими исследованиями. И.М.Сеченов считал, что у двигательных реакций особая роль – помогать анализу и синтезу при восприятии внешних раздражителей [10]. «Внешними раздражителями» в нашем случае являются звуковые комплексы, исполняемые педагогом (одним из учеников) на «живом» инструменте или звучащие вокально. Учащиеся, воспринимая на слух, переводят их в музыкально-слуховые представления и воспроизводят в фортепианных движениях на своих нарисованных клавиатурах. Данное объяснение подтверждается словами психолога Г.А.Ильиной: «Все, что ребенок слышит в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции» [10]. По утверждению известного швейцарского педагога и композитора Э.Жака-Далькроза «наши уши, голос и все тело находятся в прямой зависимости от наших душевных свойств», и начинать музыкальное образование следует с воспитания органов чувств [7]. Самый гибкий и подвижный инструмент для этого – голос. Практически все упражнения системы ритмического воспитания Жака-Далькроза рекомендуется пропевать. Не случайно в результате занятий по его системе развивался абсолютный слух, и ученики могли свободно петь с листа. Другой великий педагог Бела Барток в предисловии к «Микрокосмосу» также пишет о том, что «всякое инструментальное обучение, в сущности, должно исходить из пения» [3]. Он требовал, чтобы юный пианист одновременно напевал мелодию исполняемой пьесы.
Роль вокальной и фортепианной моторики, а также зрительных представлений для создания и удержания в памяти слухового образа мелодии была доказана Б.М.Тепловым в фундаментальном исследовании «Психология музыкальных способностей». По мнению Б.М.Теплова, слуховые представления нередко взаимодействуют с какими-нибудь неслуховыми, то есть «слуховое представление не может возникнуть без соответствующего «вспомогательного». Опросы, проводившиеся среди музыкантов, показали, что те не могли найти у себя чистых слуховых образов и отвечали так: «Ухо, глаз, рука и клавиши так тесно ассоциировались в уме, что слуховой образ не может быть один» [14]. В особенности тесно связаны слуховые представления с моторикой, или, с движениями. Именно «двигательные моменты играют чрезвычайно важную роль в работе внутреннего слуха», например, при прослушивании мелодии дети подпевают либо «подыгрывают ее, представляя клавиши» [14]. Данное наблюдение свидетельствует о том, что в музыкальных представлениях участвуют вокальные движения, то есть движения голосового аппарата, а также движения пальцев – «фортепианные» движения, которые служат для них (для представлений) необходимой опорой [14].
В проблемно-модульном обучении происходит формирование прочных, оперативных и целостных знаний об элементах музыки благодаря одновременному взаимодействию следующих видов познавательной деятельности:
— визуально-когнитивный (ученики видят и осмысливают информацию, заложенную в сочетаниях белых и черных клавиш);
— тактильно-кинестетический (1-2 ученика играют на «живом» инструменте, остальные одновременно с ними имитируют фортепианные движения на семиоктавных настольных клавиатурах);
— слуховой (воспринимают звучание элементов на слух);
— вокально-интонационный (одновременно с игрой пропевают звуки);
— вербальный (вслух комментируют выполняемые действия).
Такая совокупность обеспечивает компактность и системность, создает целостное представление об изучаемом явлении. В результате происходит значительная экономия учебного времени, обучающиеся за короткий срок полноценно усваивают большой по объему и сложности учебный материал. Ученики при этом не только не испытывают каких-либо умственных, физических, временных перегрузок и эмоционального напряжения, а наоборот, развивают продуктивное мышление, ощущая себя свободной и уверенной в своих силах личностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
3. Барток Б. Микрокосмос. М.: Музыка, 1980
4. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий // Психологическая наука в СССР. – М., 1976.
5. Громкова М.Т. Модульное обучение в системном образовании взрослых. (http://www.elitarium.ru/2005/09/06/modulnoe_obuchenie_v_sistemnom_obrazovanii_vzroslykh.html)
6. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.
7. Ж.-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2001.
8. Карасева М.В. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. – М., Композитор, 2002.
9. Качармина Т.А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано: Дисс… канд. пед. наук. – М., 1989.
10. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1998.
12. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. – М., 1962.
13. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств: Мин. культ. РБ. РУМЦ по образованию. – Уфа, 2000.
14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.
15. Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки. Учебник для учащихся 1-7 классов ДМШ– Ростов н/Д.: Феникс, 2008.– 125 С.
16. Шайхутдинова Д.И. Одноголосное сольфеджио. Учебник для учащихся 1-7 классов ДМШ – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 121 С.
17. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. Пособие для преподавателей ДМШ – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 154 С.;
18. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения сольфеджио. Пособие для преподавателей ДМШ – Уфа: Мир печати, 2011. – 168 С.