Уважаемая Дамира Ильдаровна, скажите, пожалуйста, кроме традиционных для сольфеджио вещей (учебник, инструмент, уши) вы пользуетесь на уроках какими либо «компьютерными добавками»? Электронные игры, презентации, ролики — как вы к ним относитесь? (Наталья, 27.03.2011).

Комментарии 1

  1. Д.И.Шайхутдинова сказал:

    В целом к компьютерным программам всерьез не отношусь. Объясню, почему. Они в основном имеют тестовую направленность. На первый взгляд, как будто бы освобождают учеников от необходимости что-то записывать, за них всё уже продумано и даже прописано. Ученику нужно лишь вставить недостающую ноту, либо подчеркнуть правильный вариант, щелкнув мышкой… На самом деле ученики являются сторонними наблюдателями, принимают пассивное участие. Если даже что-то и усваивается, то это проявляется лишь в текущий момент и имеет сиюминутный эффект. В любом случае – носит умозрительный характер. Такие помощники вовсе не помогают полноценному развитию ребенка. Ибо в младшем школьном возрасте важнейшим фактором развития является моторика и включенность в практическую деятельность. Огромную роль в этом процессе выполняют руки, то есть двигательные реакции пальцев. В частности, чтобы запомнить тот или иной музыкальный элемент, например, запомнить расположение нот «до-ре-ми» на нотоносце, необходимо многократно прописать их графически, проиграть на клавиатуре инструмента, при этом видеть изображение и петь с названиями. Сколько рецепторов и анализаторов оказываются задействованными в этом процессе! Точно так же, чтобы научиться играть на инструменте, нужно многократно повторять пальцевые упражнения. Принято считать, что обучение теории музыки это больше умственная работа, нежели моторная деятельность. Но ведь главная задача сольфеджио – это развитие музыкального слуха и памяти! Сами по себе выученные правила по музыкальной грамоте ничего не дают – ни в смысле решения названных задач, ни в овладении практическими навыками. Именно поэтому обучение сольфеджио и теории музыки должно строиться на деятельностной основе – для музыканта это та же моторная деятельность. То есть деятельность, обусловленная непосредственной игрой на инструменте. Разумеется, эта игра отличается от игры в классе по специальности. А электронные игры, презентации, ролики – все это используется c целью оживить урок «сменой декораций», не более. При использовании проблемно-модульной методики детям скучать некогда, усваивается и выполняется большой и разнообразный материал. Дети после урока даже говорят, что не заметили, как пролетело время.

Комментирование закрыто