Добрый день, Дамира Ильдаровна! Сижу, изучаю Ваши материалы. Не секрет, что зачастую в группах оказываются очень разные по способностям дети – кто-то схватывает всё на лету, а кому-то приходится разжевать всё по многу раз. В связи с этим вопрос: вызывая работать к доске и инструменту, Вы стараетесь привлечь к работе детей примерно одного уровня или разных? Если разных, то возникает ли проблема – один уже всё сделал-сыграл, а другой ещё только соображает, с чего начать. Конечно, сильные всегда с охотой выполняют роль добровольных помощников педагога, но им обычно в силу возраста легче сделать всё самим, чем подождать, пока сделает слабый. В общем, длинно пишу, но у меня постоянно такая вилка возникает – нужно дать и слабому самому дойти до очевидных вещей и в то же время сильному не дать заскучать… (Екатерина, 14.03.2011 г.)

Комментарии 1

  1. Д.И.Шайхутдинова сказал:

    Екатерина, ваш вопрос очень актуален. Организационный момент, о котором вы задумались, действительно очень важен. В модульном обучении, в основе которого лежит практическая деятельность учащихся, вопрос полноценного усвоения материала продуман и логически, и психологически. Прежде всего, это рейтинговая система оценивания знаний и умений. Рейтинговая – значит, учитывается разная скорость и разный уровень усвоения – есть первый, пятый, десятый и т.д., а не тот, кто справился или не справился (о критериях оценивания работы учащихся см. программу).
    Теперь о сотруднической совместной деятельности учащихся. Она организуется по принципу репетиторства – сильный ученик работает в паре со слабым. Поэтому к инструменту надо приглашать одного сильного и одного и даже двоих слабых. Сильный сидит в центре и играет в первой октаве, слабые – по краям, играют в третьей и большой октавах (и обязательно при этом интонируют звуки). Чтобы не обижать тех, кто послабее, называем их «ассистентами». Конечно, сильный сделает быстро и правильно, а слабый будет повторять за ним. Сильного отправляем на место и приглашаем следующего сильного, который садится на место прежнего. Ассистенты остаются и снова повторяют то же действие, но уже быстрее. В третий раз уже кто-то из ассистентов садится в центре, а к нему приглашается новый ученик. То есть, стереотипы полностью меняются – подсматривать, списывать можно и нужно, но только в других условиях! В таких, когда процесс обучения активизируется за счет включения в практическую деятельность: слабый ученик самостоятельно повторяет и запоминает учебный элемент. Другими словами, выполнить любое действие (учебную задачу) можно только «с опорой на внешние объекты и манипуляции с ними» (по П.Я.Гальперину). В результате многократной повторяемости приходит и осмысление действия.

Комментирование закрыто