(Материалы межрегиональной научно-практической конференции, февраль 2001 г.)

По традиционной методике транспонированию на уроках сольфеджио отводилось не столь пристальное внимание, какого оно требует. Обычно работа проходит в форме письменного задания транспонировать мелодию на заданный интервал, иногда используется пение номеров из учебника «Сольфеджио» с изменением тональности на секунду выше или ниже. Такого вида работа часто проходит не систематично, а только если остается время. В связи с этим учащиеся получают поверхностные знания о способах транспозиции, не приобретая практических навыков.
Инновационная методика Д.И. Шайхутдиновой рассматривает транспозицию как одну из важных сторон обучения в курсе сольфеджио с первого года до выпускного класса. В частности, транспонирование имеет большое значение при изучении тональностей. Вместо однообразного и неэффективного пропевания ступеней гаммы автор методики предлагает специальные интонационные упражнения – «Песенки о ступенях», проигрывая и пропевая их в разных тональностях учащиеся незаметно для себя хорошо усваивают ступени лада и ключевые знаки.
Техника выполнения транспозиции предельно проста и доступна. Песенки (№№ 22, 23 из учебника «Одноголосное сольфеджио» Д.И. Шайхутдиновой) охватывают все ступени лада, кроме седьмой, слова помогают по ходу пения осмысливать их. Во время транспозиции одни и те же слова-ступени всякий раз соотносятся с новой тональностью. При этом важно, чтобы один из учеников наглядно показывал звуки на большой клавиатуре у доски.
Поскольку в первом классе транспозиция имеет ведущее значение в работе над изучением тональностей, то для большей пользы и эффективности лучше выполнять ее по тональностям, расположенным поочередно вверх или вниз. Например, сначала песенка выучивается в До мажоре и наглядно проигрывается на большой и настольных клавиатурах при обязательном звучании «живого» инструмента (за которым работают, как обычно, трое учеников). Затем так же осваиваются ступени Ре мажора, Ми мажора и так далее. Параллельно учащиеся овладевают тональностями с двумя, четырьмя, шестью диезами. Момент познания как бы «спрятан» за практическим освоением материала, исключается традиционная зубрежка и формальное пропевание гамм.
Для проработки минорных тональностей в конце первого класса используются те же песенки, но с соответствующими «минорными» словами.
Позже метод транспонирования используется в работе над любым номером из учебника «Сольфеджио» Д.И. Шайхутдиновой. Так, после сольфеджирования домашнего номера он обязательно прорабатывается во всех или хотя бы в нескольких тональностях, тоники которых расположены на соседних ступенях-клавишах. Следует отметить, что мелодии номеров как нельзя лучше помогают справиться с этой задачей вследствие своей простоты и повторности строения. Разберем № 60 «Паровоз» из указанного сборника. Прежде чем приступить к сольфеджированию и ступеневому анализу, необходимо провести следующую подготовку:
Определяется тональность (учащиеся видят пять диезов и называют Си мажор).
Диезы «откладываются» поочередно на клавиатуре с произнесением вслух, левой и правой руками. Педагог заостряет внимание на диезах, т.е. черных клавишах, показываемых, повторим, обеими руками: учащиеся называют три диеза (три черные клавиши подряд) в левой руке и два диеза (две черные соседние клавиши) — в правой.
Производится соотнесение этих черных клавиш с конкретными ступе¬нями Си мажора (учащиеся называют, что «фа-диез», «соль-диез», «ля-диез» являются пятой, шестой, седьмой ступенями; «до-диез», «ре-диез» — второй и третьей ступенями).
С помощью педагога определяются ступени лада, которые остались на белых клавишах, т.е. без диезов.
Затем следует сольфеджирование номера, которое дублируется учащимися игрой на настольных клавиатурах, а педагог играет сопровождение. Мелодия настолько проста, что с легкостью запоминается наизусть.
Следующий этап работы, предшествующий транспонированию, связан с проведением ступеневого анализа первого предложения мелодии. Преподаватель проводит наглядный анализ на большой клавиатуре у доски и сам сольфеджирует мелодию. Учащиеся повторяют за ним на настольных клавиатурах. Анализ проводится так: «Первые два такта являются чередованием первой-пятой ступеней; в третьем такте происходит нисходящее движение по седьмой-шестой-пятой ступеням с возвращением к седьмой на трех черных клавишах; в четвертом такте два раза повторяется первая ступень». После такой проработки первого предложения в Си мажоре желательно перейти к его транспонированию в Ля мажор, затем в Соль мажор. Во время пения кто-то из учеников работает у большой клавиатуры, учитель играет сопровождение и напоминает учащимся порядок следования ступеней. Далее тем же способом транспонируется второе предложение номера. Таким образом отрабатываются следующие навыки:
— повторение, проговаривание ключевых знаков тональностей с соотнесением с конкретными ступенями;
— их практическое закрепление посредством проигрывания на инструменте;
— интонационное освоение оборота I-V-I с поступенным движением внутри него.
Важное методическое значение при отработке навыка имеет то, что довольно сложный обучающий и познавательный элемент, каковым является транспозиция, выполняется детьми без всякого затруднения, увлеченно, при активном участии всего класса.
Завершающим этапом в работе над транспонированием номера является использование его в качестве диктанта. Учащимся дается задание записать мелодию по памяти в другой тональности. Процесс написания методически очень важен, так как позволяет закрепить характерный ритмический рисунок, запомнить интонационные обороты и соотношения ступеней лада.
Рамки статьи не позволяют описать все положительные стороны и преимущества методики Д.И. Шайхутдиновой, выявленные в практической работе. Мы же старались отразить основной смысл и важность метода транспонирования, применяемого в качестве сквозного элемента обучения детей сольфеджио.