Дамира Ильдаровна, пожалуйста, пришлите и мне примерное планирование 1 класса. Очень хотелось увидеть Ваши календарно-тематические планы.

Я так оформила свои планы:

 КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАСС

На 1 полугодие  2012/2013 учебный год

 

№ Темы НАЗВАНИЕ ТЕМЫ Количество занятий Дата
1 ЧЕТВЕРТЬ (9 занятий) 
1   КЛАВИАТУРА, ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

  1. Регистры
  2. Названия октав
  3. Скрипичный ключ
  4. Четверти и восьмые

 

4
2   ЛАД, ТОНИКА, МЕТР, РАЗМЕР – 2/4, 3/4, 4/4

  1. Мажор и минор
  2. Тоника
  3. Тоническое трезвучие
  4. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
  5. Четверти, восьмые (усвоение восьмой, как дробление четверти)

 

4
Контрольный урок за 1 четверть.  1
2 ЧЕТВЕРТЬ (7 занятий) 
3 ТОН, ПОЛУТОН,         

  1. Полутон, тон
  2. Техника определения кол-ва тонов между звуками
  3. Сложение тонов
  4. Знаки       - написание
3
4 ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

  1. Определение лада и тоники
  2. Навык определения (названия) -тональностей (волшебная гамма)
  3. Проигрывание на клавиатуре и пропевание мелодий с изменением высоты лада – усвоение правила о возможности изменения высоты лада у одной и той же мелодии.
  4. Переписывание проработанных упр. в нотную тетрадь

 

3
Контрольный урок за 2 четверть.  1

 

 

Хочу поделиться с коллегами своим планом урока, который проводила в конце 2 четверти.

 

Открытый урок по сольфеджио для родителей 1 класса

 

Преподаватель Д.С.А.

Дата проведения 22 декабря 2011 года

План открытого урока

 

  1. Цель урока — ОРГАНИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО
    2. Практическая часть.
  2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА. Вступительное слово:
  • Подготовить предварительно доску — формулы ритма – формат А-4)
  •  Дидактический материал (ритмы в размере 2/4, 3/4,4/4; 4/8)

Урок проводится в конце первого полугодия  с учащимися  1 класса, занимающимися по семилетней программе. Группа состоит  из учащихся класса фортепианного,  скрипки, гитары, флейты. Средний возраст детей   7- 8  лет.  Уровень  музыкальных и интеллектуальных способностей ребят средний.

Урок представляет собой обобщение, закрепление проработанного  материала и построен в виде поэтапного  освоения новых  форм  работы.     (Беседа с родителями по вопросам учебного процесса)

  1. Ход урока
  1. Музыкально — теоретическая работа.
  2. Вокально – интонационная работа.
  3. Сольмизация и сольфеджирование
  4. Ритмические упражнения

 

Темы, вопросы, вокальные и ритмические упражнения

 

  1. Клавиатура

— какие клавиши на фортепиано?  белые и черные

— какие группы черных клавиш знаете? По 2. 3 ноты

— упр.№ 3,4 –  игра и пение # (2, 3) ВВЕРХ И ВНИЗ

(стр.22 Д.И.Шайхутдинова «Методика обучения элементарной теории музыки»)

 

2.Регистры

— кто в них живет?

— уч-ся играют регистры с изображением животных (домашние сочинения уч-ся)

 

  1. Полутон, тон

— показать на клавиатуре полутоны – белые клавиши

— тоны на бел. клавишах

- на слух – движение к верхнему или нижнему регистру

 

  1. 4.  Знаки альтерации

Что такое диез, бемоль, бекар?

Какой знак повышает,  понижает, отменяет звук?  – диез, бемоль, бекар   

знаки альтерации

уч-ся выписывает на доске

Упр. пение до-до#-до бекар вверх, вниз стр. Краткий курс элементарной теории музыки стр.18 1-4

Энгармонически равные звуки

На слух в разбивку от разных нот, проигрывание по 3 ноты –

до-до#-до бекар…ре-реЬ-ре бекар и т.д.

 

  1. 5.  Сложение тонов.

Упр. Техника определения количества  тонов между звуками (показ на большой немой клавиатуре)

 

  1.  Скрипичный ключ

— где ставится?

— как пишется?

(выполняется учеником на доске)

 

  1.   Лады

— какие лады знаете? — Мажор и минор

-окраска мажора и минора? –  светлый, темный

Примеры №2, 5

На слух - проигрывать звукоряды мажора и минора вверх, вниз

 

  1.   Тоника

Что такое Тоника? –

— устойчивая ступень —

— определение устойчивого звука — тоники

—  какие длительности встречаются в  №/№ 2, 5 ? —  целая, половинная, четвертная, восьмые

Упр.

  1. петь песенку о тонике — главный звук
  2. играть №5 (не до тоники, при втором проигрывании – до тоники)
  3. сольмизация № 2,5

 

  1. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Какие размеры  знаете?

—  уч-ся напишет  на доске

— что обозначает верхняя цифра?  доли

нижняя цифра?  – длительности каждой доли

— Упр. длительности в разбивку в размерах 2/4,  4/4, при непрерывной метрической пульсации (хлопки, шаги) –  (на доске вывешены формулы ритма – формат А-4 из Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки стр.8,9)

— Упр. ритмы на доске из задания №1 а),б),в),г) – Краткий курс элементарной теории музыки стр.14

 

Показ последовательности работы над №5

  1. Преподаватель поет №5 со словами и аккомпанементом — уч-ся следят за тестом
  2. Определяют лад — мажор
  3. Устанавливают тонику — звук до
  4. Сольфеджируют с сопровождением -палец движется по учебнику
  5. Исполняют №5 с преподавателем- шаги, хлопки
  6. играть  на большой «немой» клавиатуре -1 уч-ся

+ ф-но -2 уч-ся

+ аккомпанемент — преподаватель

 

  1. Ступени лада. Мажорная гамма

— звуки — ступени расположенные по порядку вверх-вниз как называются? —  Звукоряд, гамма

— строение мажорной гаммы?

Упр.

Проговорить в ритме,

простучать ритм

и пропеть  от «до» тон – тон – полутон – тон тон тон – полутон (строение мажорной гаммы)

упр. стр17 — Краткий курс элементарной теории музыки

 

  1. ДИЕЗНЫЕ тональности

Волшебная гамма

— играют волшебную гамму – тоники диезных  тональностей с произнесением знаков (четные и нечетные)

Порядок диезов играют двумя руками и интонируют

Задания стр.47, 48 - Краткий курс элементарной теории музыки

— порядок написания ключевых знаков (выполняют уч-ся на доске)

— интонирование звукорядов  тональностей  (четных) до 4 знаков,  с произнесение знаков альтерации и с одновременным дублированием на «немой» клавиатуре и ф-но.

Света, 09.10.2012

 

Уважаемая  Дамира Ильдаровна, запланировала открытый урок  или лучше сказать  показательный урок для преподавателей методического объединения с учащимися моего 3 класса. Очень хотелось, чтобы Вы посоветовали мне, как его провести. Я набросала план. Может, есть  какие то пожелания, я их обязательно использую и добавлю в свой урок.

Заранее СПАСИБО Вам!

ПЛАН УРОКА.

  1. Теоретический блок
  • Волшебные гаммы #,Ь –  пение тоник и ключевых знаков (Энгармоническиравные звуки)
  • Назвать в разбивку тональности (кол-во знаков)
  • Мажор и (VIст) параллельный минор – б6 вверх, м3 – вниз,  игра и интонирование
  1. Интонирование мажорных гамм
  • С аккомпанементом As, Fis-dur, E (по тетрахордам)
  • ломаная Fdur,
  • остинато
  • Минор 3 вида (правила)
  • интонирование с аккомпанементом  c moll  
  1. Теоретический блок интервалы (какие- б и м, ч, исключения)

Сложение тонов

  1. Интонирование интервалов
  • Пение песенок про интервалы  №№ 33-37 учебника–
  • Сольфеджируя – секунды
  • С транспозицией — терции
  • Ступенями — кварты
  • По цепочке – 1 т. (уч-ся) – 2 т. (учитель) и т.д. квинты
  • Допевание интервальной интонации — сексты
  • Cлуховой анализ
  • Интервалы в гармоническом звучании в сравнении – м2 – б2, м7 – б7, м3 – б3, м6 – б6, ч4 – ч5, прима — октава
  1. Интонирование аккордов
  •  Интонирование главных и побочных 35 в тональности Adur 
  • Интонирование 4 вида трезвучий  от нот + на слух
  1. Ритмические упражнения

На доске плакат — Пунктирный ритм размер 2/4, 4/4

  1. Сольфеджирование  примера  № …
  •  ритмическая проработка – хлопки, сольмизирование;
  • пение по нотам;
  •  транспонирование в другие диезные или бемольные  тональности;
  •  пение и проигрывание наизусть.

Комментарии 2

  1. Дамира Ильдаровна сказал:

    Светлана Александровна, план хорош своей насыщенностью и показателен в смысле владения учащимися большим объемом знаний.

    Вместе с тем, имеются не вполне логически оправданные моменты. Например, теоретический блок, который вы даете вначале, оказывается незавершенным, ибо получается, что повторение тональностей нужно лишь для пропевания гамм. А что такое гаммы? Это всего лишь упражнения, способствующие лучшей ориентации в ладу. Значит, после них нужно было бы переходить к сольфеджированию мелодий, а это у вас запланировано в конце.

    Я бы начала с интервалов (в плане пункт 3, включающий сложение тонов). Далее весь пункт 4 с интонированием упражнений на интервалы, завершающийся определением интервалов на слух. После можно перейти к 4 видам трезвучий от нот+ на слух. Затем педагог говорит: «А теперь посмотрим, какие трезвучия образуются на ступенях мажорного лада», выбираете тональность A-dur и проигрываете запланированные трезвучия. Как вы понимаете, показ тоник диезных и бемольных тональностей не вписывается в логическую структуру, значит, свободное владение тональностями должно быть воспринято как данность.

    После этого можно плавно перейти на параллельные минорные тональности, минор 3 видов, c-moll с аккомпанементом. И вот теперь переходить к сольфеджированию. Номер логично дать в миноре. Вопрос: с пунктирным ритмом дети знакомятся впервые? Если они уже занимались такими ритмами, то необходимо проработать пунктирный ритм, который имеет место в номере. И далее весь пункт 7. После пения и проигрывания наизусть было бы хорошо ввести хотя бы устный вариативный диктант на основе выделения из номера характерного мелодического оборота.

    Но позволит ли время? Может, лучше убрать пение 4-х видов трезвучий? Данная структура урока имеет и теоретический блок, и постоянное интонирование всех понятий, и слуховую работу, и непосредственную интонационную работу (гаммы), и сольфеджирование, и диктант.

    • Света Д. сказал:

      Уважаемая Дамира Ильдаровна, СПАСИБО Вам за ценнейшие советы.

      Исправила весь план!!! Учла все Ваши пожелания. Начну с интервалов, это действительно логично. С пунктирным ритмом мы только начали знакомство, и этот процесс работы детей очень увлекает. Да и все, что мы делаем на уроках.
      Конечно же, мне очень хотелось показать приемы а и именно методы работы с учащимися, которыми пользуюсь на уроках.
      Я рассматривала этот урок как показ своей работы над этими пунктами, указанными в плане. И планировала назвать его как-то по другому.
      Мне просто хочется всем «кричать», как же просто и легко добиться тех результатов, которые у меня на данный момент, как я довольна ими, как увлечены дети, как они любят сольфеджио.
      Желание попасть к Вам на курсы огромнейшее. Но пока это невозможно и мне от этого очень грустно. Спасибо Вам.

Комментирование закрыто