Как продвигается проблемно-модульное обучение в отдаленном северном поселке

Я обещала, что буду информировать коллег о ходе внедрения методики проблемно-модульного обучения в поселковой музыкальной школе. Проект, который я возглавляю, начался в 2012 году, и к настоящему моменту прошло три учебных года. Скажу сразу, что программа третьего года обучения выполнена полностью. Но вначале несколько слов о моих наблюдениях.

Напомню, что поселок очень маленький с населением 2 тыс. человек. Имеется одна общеобразовательная школа, в которой ежегодно формируется только один 1-й класс с количеством 30-35 учеников. Именно это количество и представляет базу для приема в музыкальную школу. При этом следует отметить, что бОльшая часть родителей не спешит обучать своих детей музыке; они предпочитают отдать ребенка в спортивные секции или на английский язык; что же касается обучения в школе искусств, то  выбор чаще всего падает на хореографическое и художественное отделения, далее на эстрадный вокал, фольклор и в последнюю очередь на фортепиано,  народные и духовые инструменты. Приходится констатировать печальный факт, что музыкальное образование не пользуется популярностью среди населения поселка.

 Контингент музыкального отделения школы искусств, на базе которой осуществляется внедрение проекта, составляет 80 учеников. Многие ученики совмещают обучение на двух, иногда и трех отделениях, например, хореографическом, художественном и музыкальном, либо хореографическом и музыкальном. Состав групп по сольфеджио смешанный – в одной группе занимаются и вокалисты, и фольклористы, и народники, и пианисты. Еще в первый год работы меня поразило безразличное отношение многих детей и родителей не только к сольфеджио, но и вообще к обучению в музыкальной школе.

Несмотря на вышеуказанные трудности, а также при полном отсутствии домашних заданий внедрение проблемно-модульной методики успешно продолжается. Педагог-стажер, с которой мы проводим интегрированные занятия, высказывает мнение о том, что в таких условиях единственно возможный и к тому же результативный способ – это проблемно-модульное обучение. Кроме того, следует отметить, что многие ученики изменили отношение к сольфеджио, нередко признаются в том что не заметили, как прошло время и что не хочется уходить с урока.

Действительно, прочность знаний и практических умений детей, часто болеющих, пропускающих занятия вследствие занятости в других кружках, секциях и проч., все же дает основания для оптимизма. Так, ученики 3 класса хорошо справляются с построением любых интервалов, видов трезвучия, обращений мажорного и минорного трезвучий; знают все мажорные и минорные тональности, находят ув.2 и ув.53 в гармоническом миноре…

В изучении материала наиболее важным на протяжении всего года является освоение обращений мажорного и минорного трезвучий, построение их от звука, определение на слух. Главное, на что необходимо обратить внимание, это усвоение местоположения тонов трезвучия в секстаккорде и квартсекстаккорде и интервальные соотношения между ними. Традиционной ошибкой в этом материале является то, что ученикам прежде всего дается выучить интервальный состав аккордов (как правило, он вывешен в виде таблицы в каждом теоретическом классе), и только опираясь на него впоследствии осуществляется их построение. Если же ученик обладает плохой памятью или не имеет под рукой шпаргалку с интервальным составом, то правильность построения не может быть гарантирована. Главная проблема в этом случае заключается в том, что ученику не на что опереться, неоткуда взять, то есть, актуализировать имеющиеся знания.

В нашем методе особенностью изучения темы является то, что ученикам достаточно усвоить строение основного – мажорного или минорного – трезвучия, но не в линейном горизонтальном виде, как это принято в обычной практике: б.3 + м.3 или м.3 + б.3 (именно так выглядит интервальный состав во всех таблицах), а в реальном вертикальном расположении звуков и тонов на инструменте (см. таблицу на С.77 в учебнике «Краткий курс элементарной теории музыки»). Поэтому весь второй год обучения является подготовкой к усвоению обращений трезвучий, а именно, во втором классе ученики хорошо усваивают – значит, отчетливо представляют, что в мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от примы на б.3, а в минорном – на м.3 вверх, далее квинтовый тон в мажорном трезвучии отстоит от терцового на м.3, в минорном – на б.3. Этому способствует проигрывание с интонированием не только звуков, но и тонов аккорда, а также фиксирование интервалов между ними, например (три раза проигрывают и одновременно интонируют):

а) до-ми-соль,

б) прима-терция-квинта,

в) от примы до терции – терция большая, от терции до квинты – терция малая.

Итак, после такой проработки моделей трезвучий в течение предыдущего учебного года обращения мажорного и минорного трезвучия в 3 классе осваиваются посредством перекрещивания рук – см. «Методику обучения элементарной теории музыки», С.88-89. При таком объяснении ученики воочию убеждаются и в местоположении тонов аккордов, и в интервальных соотношениях между ними, и, что самое главное, сами фиксируют и воспроизводят правило. Поэтому я еще раз убедилась в правомерности и эффективности практического подхода к изучению темы, когда ученики не заучивают правила умозрительно, а  самостоятельно выводят их, опираясь на клавиатуру инструмента. Именно клавиатура и обучающие манипуляции на ней служат ученику надежной опорой, ориентиром в те моменты, когда необходимо вспомнить и актуализировать свои знания. Такой подход позволяет безболезненно подойти и к построению обращений от звука как в направлении вверх, так и вниз. В этом случае достаточно осмыслить заданный звук в качестве примы, терции или квинты в основании либо вершине аккорда (в зависимости от того, какой аккорд необходимо построить) и от него расположить другие тоны в известных интервальных соотношениях – см. задания из учебника теории, С.80-83.

Наряду с обращениями трезвучий в 3 классе закладываются важнейшие основы для усвоения в дальнейшем характерных интервалов. Этому служит выявление на ступенях гармонического минора увеличенной секунды и увеличенного трезвучия.

Завершая своеобразный отчет об итогах третьего года работы, хочу сообщить педагогам, занимающимся по моим учебникам, что весь поурочный материал третьего класса подробно изложен в соответствующем методическом пособии. Данная брошюра готовится к выпуску в сентябре 2015 года.