Дамира Ильдаровна, пожалуйста, пришлите и мне примерное планирование 1 класса. Очень хотелось увидеть Ваши календарно-тематические планы.
Я так оформила свои планы:
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЛАНЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАСС
На 1 полугодие 2012/2013 учебный год
№ Темы | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | Количество занятий | Дата |
1 ЧЕТВЕРТЬ (9 занятий) | |||
1 | КЛАВИАТУРА, ДЛИТЕЛЬНОСТИ.
|
4 | |
2 | ЛАД, ТОНИКА, МЕТР, РАЗМЕР – 2/4, 3/4, 4/4
|
4 | |
Контрольный урок за 1 четверть. | 1 | ||
2 ЧЕТВЕРТЬ (7 занятий) | |||
3 | ТОН, ПОЛУТОН,
|
3 | |
4 | ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
|
3 | |
Контрольный урок за 2 четверть. | 1 |
Хочу поделиться с коллегами своим планом урока, который проводила в конце 2 четверти.
Открытый урок по сольфеджио для родителей 1 класса
Преподаватель Д.С.А.
Дата проведения 22 декабря 2011 года
План открытого урока
- Цель урока — ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО
2. Практическая часть. - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА. Вступительное слово:
- Подготовить предварительно доску — формулы ритма – формат А-4)
- Дидактический материал (ритмы в размере 2/4, 3/4,4/4; 4/8)
Урок проводится в конце первого полугодия с учащимися 1 класса, занимающимися по семилетней программе. Группа состоит из учащихся класса фортепианного, скрипки, гитары, флейты. Средний возраст детей 7- 8 лет. Уровень музыкальных и интеллектуальных способностей ребят средний.
Урок представляет собой обобщение, закрепление проработанного материала и построен в виде поэтапного освоения новых форм работы. (Беседа с родителями по вопросам учебного процесса)
- Ход урока
- Музыкально — теоретическая работа.
- Вокально – интонационная работа.
- Сольмизация и сольфеджирование
- Ритмические упражнения
Темы, вопросы, вокальные и ритмические упражнения
- Клавиатура
— какие клавиши на фортепиано? белые и черные
— какие группы черных клавиш знаете? По 2. 3 ноты
— упр.№ 3,4 – игра и пение # (2, 3) ВВЕРХ И ВНИЗ
(стр.22 Д.И.Шайхутдинова «Методика обучения элементарной теории музыки»)
2.Регистры
— кто в них живет?
— уч-ся играют регистры с изображением животных (домашние сочинения уч-ся)
- Полутон, тон
— показать на клавиатуре полутоны – белые клавиши
— тоны на бел. клавишах
- на слух – движение к верхнему или нижнему регистру
- 4. Знаки альтерации
Что такое диез, бемоль, бекар?
Какой знак повышает, понижает, отменяет звук? – диез, бемоль, бекар
знаки альтерации
уч-ся выписывает на доске
Упр. пение до-до#-до бекар вверх, вниз стр. Краткий курс элементарной теории музыки стр.18 1-4
Энгармонически равные звуки
На слух в разбивку от разных нот, проигрывание по 3 ноты –
до-до#-до бекар…ре-реЬ-ре бекар и т.д.
- 5. Сложение тонов.
Упр. Техника определения количества тонов между звуками (показ на большой немой клавиатуре)
- Скрипичный ключ
— где ставится?
— как пишется?
(выполняется учеником на доске)
- Лады
— какие лады знаете? — Мажор и минор
-окраска мажора и минора? – светлый, темный
Примеры №2, 5
На слух - проигрывать звукоряды мажора и минора вверх, вниз
- Тоника
Что такое Тоника? –
— устойчивая ступень —
— определение устойчивого звука — тоники
— какие длительности встречаются в №/№ 2, 5 ? — целая, половинная, четвертная, восьмые
Упр.
- петь песенку о тонике — главный звук
- играть №5 (не до тоники, при втором проигрывании – до тоники)
- сольмизация № 2,5
- Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Какие размеры знаете?
— уч-ся напишет на доске
— что обозначает верхняя цифра? – доли
нижняя цифра? – длительности каждой доли
— Упр. длительности в разбивку в размерах 2/4, 4/4, при непрерывной метрической пульсации (хлопки, шаги) – (на доске вывешены формулы ритма – формат А-4 из Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки стр.8,9)
— Упр. ритмы на доске из задания №1 а),б),в),г) – Краткий курс элементарной теории музыки стр.14
Показ последовательности работы над №5
- Преподаватель поет №5 со словами и аккомпанементом — уч-ся следят за тестом
- Определяют лад — мажор
- Устанавливают тонику — звук до
- Сольфеджируют с сопровождением -палец движется по учебнику
- Исполняют №5 с преподавателем- шаги, хлопки
- играть на большой «немой» клавиатуре -1 уч-ся
+ ф-но -2 уч-ся
+ аккомпанемент — преподаватель
- Ступени лада. Мажорная гамма
— звуки — ступени расположенные по порядку вверх-вниз как называются? — Звукоряд, гамма
— строение мажорной гаммы?
Упр.
Проговорить в ритме,
простучать ритм
и пропеть от «до» тон – тон – полутон – тон тон тон – полутон (строение мажорной гаммы)
упр. стр17 — Краткий курс элементарной теории музыки
- ДИЕЗНЫЕ тональности
Волшебная гамма
— играют волшебную гамму – тоники диезных тональностей с произнесением знаков (четные и нечетные)
Порядок диезов играют двумя руками и интонируют
Задания стр.47, 48 - Краткий курс элементарной теории музыки
— порядок написания ключевых знаков (выполняют уч-ся на доске)
— интонирование звукорядов тональностей (четных) до 4 знаков, с произнесение знаков альтерации и с одновременным дублированием на «немой» клавиатуре и ф-но.
Света, 09.10.2012
Уважаемая Дамира Ильдаровна, запланировала открытый урок или лучше сказать показательный урок для преподавателей методического объединения с учащимися моего 3 класса. Очень хотелось, чтобы Вы посоветовали мне, как его провести. Я набросала план. Может, есть какие то пожелания, я их обязательно использую и добавлю в свой урок.
Заранее СПАСИБО Вам!
ПЛАН УРОКА.
- Теоретический блок
- Волшебные гаммы #,Ь – пение тоник и ключевых знаков (Энгармоническиравные звуки)
- Назвать в разбивку тональности (кол-во знаков)
- Мажор и (VIст) параллельный минор – б6 вверх, м3 – вниз, игра и интонирование
- Интонирование мажорных гамм
- С аккомпанементом As, Fis-dur, E (по тетрахордам)
- ломаная Fdur,
- остинато
- Минор 3 вида (правила)
- интонирование с аккомпанементом – c moll
- Теоретический блок интервалы (какие- б и м, ч, исключения)
Сложение тонов
- Интонирование интервалов
- Пение песенок про интервалы №№ 33-37 учебника–
- Сольфеджируя – секунды
- С транспозицией — терции
- Ступенями — кварты
- По цепочке – 1 т. (уч-ся) – 2 т. (учитель) и т.д. квинты
- Допевание интервальной интонации — сексты
- Cлуховой анализ
- Интервалы в гармоническом звучании в сравнении – м2 – б2, м7 – б7, м3 – б3, м6 – б6, ч4 – ч5, прима — октава
- Интонирование аккордов
- Интонирование главных и побочных 35 в тональности Adur
- Интонирование 4 вида трезвучий от нот + на слух
- Ритмические упражнения
На доске плакат — Пунктирный ритм размер 2/4, 4/4
- Сольфеджирование примера № …
- ритмическая проработка – хлопки, сольмизирование;
- пение по нотам;
- транспонирование в другие диезные или бемольные тональности;
- пение и проигрывание наизусть.
Светлана Александровна, план хорош своей насыщенностью и показателен в смысле владения учащимися большим объемом знаний.
Вместе с тем, имеются не вполне логически оправданные моменты. Например, теоретический блок, который вы даете вначале, оказывается незавершенным, ибо получается, что повторение тональностей нужно лишь для пропевания гамм. А что такое гаммы? Это всего лишь упражнения, способствующие лучшей ориентации в ладу. Значит, после них нужно было бы переходить к сольфеджированию мелодий, а это у вас запланировано в конце.
Я бы начала с интервалов (в плане пункт 3, включающий сложение тонов). Далее весь пункт 4 с интонированием упражнений на интервалы, завершающийся определением интервалов на слух. После можно перейти к 4 видам трезвучий от нот+ на слух. Затем педагог говорит: «А теперь посмотрим, какие трезвучия образуются на ступенях мажорного лада», выбираете тональность A-dur и проигрываете запланированные трезвучия. Как вы понимаете, показ тоник диезных и бемольных тональностей не вписывается в логическую структуру, значит, свободное владение тональностями должно быть воспринято как данность.
После этого можно плавно перейти на параллельные минорные тональности, минор 3 видов, c-moll с аккомпанементом. И вот теперь переходить к сольфеджированию. Номер логично дать в миноре. Вопрос: с пунктирным ритмом дети знакомятся впервые? Если они уже занимались такими ритмами, то необходимо проработать пунктирный ритм, который имеет место в номере. И далее весь пункт 7. После пения и проигрывания наизусть было бы хорошо ввести хотя бы устный вариативный диктант на основе выделения из номера характерного мелодического оборота.
Но позволит ли время? Может, лучше убрать пение 4-х видов трезвучий? Данная структура урока имеет и теоретический блок, и постоянное интонирование всех понятий, и слуховую работу, и непосредственную интонационную работу (гаммы), и сольфеджирование, и диктант.
Уважаемая Дамира Ильдаровна, СПАСИБО Вам за ценнейшие советы.
Исправила весь план!!! Учла все Ваши пожелания. Начну с интервалов, это действительно логично. С пунктирным ритмом мы только начали знакомство, и этот процесс работы детей очень увлекает. Да и все, что мы делаем на уроках.
Конечно же, мне очень хотелось показать приемы а и именно методы работы с учащимися, которыми пользуюсь на уроках.
Я рассматривала этот урок как показ своей работы над этими пунктами, указанными в плане. И планировала назвать его как-то по другому.
Мне просто хочется всем «кричать», как же просто и легко добиться тех результатов, которые у меня на данный момент, как я довольна ими, как увлечены дети, как они любят сольфеджио.
Желание попасть к Вам на курсы огромнейшее. Но пока это невозможно и мне от этого очень грустно. Спасибо Вам.