Или почему качество теоретических знаний и умений учащихся оставляет желать лучшего?

Почему же все-таки качество теоретических знаний и умений учащихся ДМШ оставляет желать лучшего? И как сделать предмет интересным и понятным?

Проблема №1 заключается в том, что общепринятая программа по предмету не соответствует объему знаний и умений, необходимых ученику для адекватного освоения понятий в инструментальном классе. Ведь не секрет, что теоретические знания учащихся «не поспевают» за специальностью, что педагоги-инструменталисты намного раньше объясняют ученикам и три вида минора, и знаки в тональностях, и обращения трезвучий, и многое другое.
Проблема №2 кроется в методах преподавания, в связи с чем ученики не овладевают полноценными теоретическими знаниями, а те из них, кто решает получить профессиональное музыкальное образование, испытывают определенные трудности при обучении в музыкальном училище.

Чтобы решить эти проблемы рассмотрим причины их существования.

Итак, почему современные дети не усваивают предмет в том виде, в котором он преподается испокон века?
Причина первая. Примерно 40-50 лет назад музыкальное образование считалось элитарным, прием в музыкальную школу осуществлялся на конкурсной основе, музыкальные способности детей, а именно: слух, ритм и музыкальная память, были ярко выражены. Кроме того, дома дети занимались много и упорно, за этим следили (а зачастую непосредственно в этом участвовали) родители учащихся. Теперь же музыкальное образование стало общедоступным, каждый желающий ребенок может записаться в музыкальную школу. При этом нередко родители учащихся озабочены не столь музыкальным развитием, сколь одним желанием: чтобы ребенок «не болтался» на улице.

Причина вторая. Если раньше большой процент усвоения материала приходился на домашнюю самоподготовку, то теперь на это рассчитывать не приходится. Учащиеся в основном не выполняют домашние задания, и учитель довольствуется уже тем, что дети вообще пришли на урок.
Причина третья, вытекающая из предыдущей. Если раньше можно было проводить полноценный опрос и тем самым закрепить и повторить пройденный материал, то теперь опрос бесполезен, ибо домашние задания большинством учащихся не выполняются.

Причина четвертая. В прежние времена родители были заинтересованы в занятиях музыкой и контролировали успеваемость и самоподготовку ребенка. Сейчас картина изменилась: за обучением своих чад следят в основном бабушки, заботы которых ограничиваются сопровождением ребенка в школу.
Причина пятая. Изменилось общество в целом, изменились и наши дети. Они общаются посредством мобильной связи, пользуются интернетом, приносят в школу не только мобильные телефоны, но и свои игрушки – айподы, айпады и прочее. Такой «арсенал» увлекает их больше, чем то, о чем вещает на уроке учитель. В связи с этим внимание на долгое время не концентрируется, дети не расположены слушать объяснение учителя, им хочется быстрее действовать!

Таким образом, современный среднестатистический ребенок, обучающийся в музыкальной школе, не имеет выраженных музыкальных способностей, мотивации к обучению, а также усидчивости и внимания. Последнее подтверждается данными ученых о том, что сейчас до 93% детей рождается с расстройством психических функций.

Все эти причины заставляют нас придумывать различные способы увлечь предметом, сделать его интересным и динамичным. Многим педагогам действительно удается активизировать работу, однако, в рамках существующей программы (которая до сего времени остается статичной) это не приносит желаемых результатов.

Теперь о методах обучения. Конечно, в этом плане многое изменилось. Появилось много различных пособий, авторских разработок, рабочих тетрадей, технических средств обучения, имеющих целью совершенствовать теоретические знания, помочь учащимся в их усвоении. В то же время, подобные разработки объединяет одна общая особенность: они имеют контролирующую функцию, либо ориентированы на смекалку, память и знания ученика. Но к сожалению, и эти подвижки не приносят желаемых результатов (вспомним образ среднестатистического ученика).

Выход один: нужно действовать комплексно, изменить и методы, и программу, и форму общения педагога с учащимися. Как это сделать объясню по порядку.

В учебнике педагогики сказано: «…то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка». Но могут ли ученики младших классов постигать это новое и неизведанное, адекватно осмысливая информацию, которую сообщает им учитель? Нет, не могут! Потому что они пока еще не умеют осмысливать, анализировать, систематизировать, обобщать знания, как это уже умеют взрослые. Давайте вспомним, как обычно объясняется новая тема: учитель рассказывает, дает правило, показывает пример – и на этом всё, его миссия закончена. Теперь дело за учениками – они должны и понять, и запомнить, и уметь применять!

В реальности ничего этого не происходит, ибо, повторю, усвоить готовые знания, исходящие из абстрактного мышления взрослых, дети пока еще не могут! Значит, нужно пересмотреть способы подачи знаний. Познавательная деятельность детей должна начинаться с конкретных ощущений и восприятий при сопутствующем логически рассуждающем (дискурсивном) мышлении. То есть, объясняемый на уроке материал ребенок должен видеть, слышать, трогать руками, при этом вслух комментировать выполняемые действия.
Вывод: детям необходимо сообщать знания таким образом, чтобы те опирались на опыт самого ребенка, приобретенный им в процессе собственной (самостоятельной) деятельности! Именно такой способ сообщения знаний предусмотрен в технологии проблемно-модульного обучения.

На наших занятиях учащиеся предстают в роли активных участников образовательного процесса: им не просто сообщаются готовые знания, а создаются педагогические условия для самостоятельного добывания их. Занятия представляют собой проблемные уроки с использованием исследовательских приемов изучения материала.

Как показало время, вследствие применения такого метода обеспечивается и интенсификация обучения, и сохранность психологического здоровья ребенка. Учащиеся за короткий срок усваивают довольно большой по объему и сложности учебный материал (по некоторым позициям опережающий школьный курс предмета), при этом они не только не испытывают каких-либо умственных, физических, временных перегрузок и эмоционального напряжения, а наоборот, развивают продуктивное мышление, ощущая себя свободной и уверенной в своих силах личностью.