Об итогах работы за учебный год

В 2012/13 учебном году был запущен проект по внедрению в учебный процесс ДМШ моей программы проблемно-модульного обучения (о его результативности читайте в статье «Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ»). Хочу сразу сказать, что данная музыкальная школа находится в небольшом северном рабочем поселке. Родители учащихся заняты работой, работой и только работой. Поэтому я понимала, что уповать на домашнюю самоподготовку детей не стоит. Также в Северном регионе имеются природно-климатические особенности (короткий световой день, недостаток кислорода в атмосфере, восьмимесячная зима, постоянные морозы 30-40 градусов и т.д.), в силу которых учащиеся после обеда (ко времени посещения музыкальной школы) становятся сонными, вялыми, невнимательными. Кроме того, они часто болеют и много пропускают. В этих условиях качественному обучению может помочь, как я в этом еще раз убедилась, технология проблемно-модульного обучения.

В ходе осуществления данного проекта была проведена следующая работа:
1. Диагностика проблем обучения (тестирование учащихся, опросные листы для преподавателей).
2. Обучающие семинары для преподавателей с целью ознакомления с научно-теоретическими положениями блочно-модульного подхода.
3. Ознакомление преподавателей различных специальностей с формами и методами интегрированного обучения, на основе:
— единства метроритмических приёмов;
— применения алгоритма разбора пьесы;
— использования алгоритма разучивания наизусть.
4. Реструктуризация курса сольфеджио за счет качественно нового подхода к организации, содержанию и проведению занятий, внедрения авторской программы проблемно-модульного обучения.

Обучение сольфеджио строилось на основе учебников и методических трудов:
— «Одноголосное сольфеджио»;
— «Краткий курс элементарной теории музыки»;
— «Методика обучения элементарной теории музыки»;
— «Методика обучения сольфеджио».

За первый год внедрения инновационной технологии достигнуты следующие результаты:
1. Впервые за последние годы команда ДШИ стала лауреатом III премии в районной теоретической олимпиаде.
2. Полностью освоена программа модульного обучения в 1 классе, а именно:
– все мажорные диезные и бемольные тональности (всего 15);
– транспонирование в этих тональностях;
– все простые интервалы (от примы до октавы, все 4 модуля), построение от звуков вверх, вниз;
– обращения простых интервалов;
– модели трезвучий;
– минорные параллельные тональности (ознакомительно)
и т.д., см. «Тематическое и почасовое распределение теоретического материала по предмету «Сольфеджио» (1 класс)».
3. В подготовительном классе проведена целенаправленная подготовка к продолжению обучения по модульной технологии; учащиеся освоили основные понятия, начальные знания и практические навыки, а именно:
– лад, тоника, умение определять и называть тональности;
– метр, размер (2/4, 3/4, 4/4);
– длительности нот (четвертные, половинные, восьмые);
– тональности, гаммы: до мажор, ре мажор, ми мажор, си-бемоль мажор, ля-бемоль мажор;
– транспонирование в эти тональности;
– названия всех простых интервалов с фиксированием количества тонов в них
и т.д.
4. Знания учащихся 2-6 классов систематизированы, приведены в соответствие с программой модульного обучения.
5. Учащиеся выпускных классов (5 и 7) освоили базовый материал, довольно успешно сдали итоговые экзамены по предмету.
6. По итогам работы был проведен мастер-класс (с видеозаписью на DVD) для преподавателей теоретических дисциплин N*** района.

Учебной базой проблемно-модульного обучения является коллективная поисково-практическая деятельность учащихся на уроке. Полностью исключено заучивание каких-либо правил, отсутствуют домашние задания, не проводятся традиционные опросы. Благодаря такой организации занятий за короткий срок усваивается большой по объему и сложности учебный материал, при этом учащиеся не только не испытывают каких-либо умственных, физических, временных перегрузок и эмоционального напряжения, а развивают продуктивное мышление и хорошую память, ощущая себя свободной и уверенной в своих силах личностью. Таким образом, метод относится как к интеллектуальному, так и к здоровьесберегающему обучению, обеспечивая высокое качество знаний и сохранность психологического здоровья ребенка.