Творческое взаимодействие учителя и учащихся как способ воспитания этической культуры

(Материалы III Всероссийской конференции «Воспитание этической культуры детей и молодежи». Москва, 2002 г).

Воплощение идеи добра, развитие человеческой нравственности, говоря словами Вл. Соловьева, «возможно только в общественной среде через взаимодействие с нею». Такой социальной средой, в которой устанавливаются и регулируются нормы морально-этического поведения, является сотрудничество учителя и учащихся во время урока. Если в данном сотрудничестве преобладает волевой метод воздействия учителя, основанный на принудительном признании его влияния и поддерживаемый наградами и наказаниями, то мы имеем дело с авторитарным принципом воспитания. Об этом Л.С.Выготский с горечью писал: «Моральная ценность послушания представляется нам ничтожной, и доброе поведение, купленное такой ценой, не является в наших глазах педагогическим идеалом». Для других учителей важно сохранить индивидуальность ученика и с помощью определенных методик под своим неослабным контролем наладить процесс его самообучения. Здесь воспитательное воздействие происходит ненавязчиво, окольно, терпимо, другими словами – проявляется толерантное отношение к действиям ученика.
Таким образом, взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебной деятельности отражает две противоположные позиции, прямо или косвенно влияющие на формирование навыков нравственного поведения у подростков. Авторитарная позиция отличается тем, что оценка действий ученика учителем остается субъективной и в основном альтернативной: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно». Здесь очень часто происходит подавление инициативы, которая рассматривается как своеволие – ибо учитель строго контролирует решение каждой учебной задачи. Толерантная позиция учителя, напротив, допускает различные трактовки действий ученика, здесь избегаются крайние, однозначные оценки; учитель создает такую психологическую атмосферу на уроке, при которой осуществляется совместно-поисковый эвристический метод обучения.
Признавая в целом значение в учебно-воспитательном процессе авторитарных подходов, необходимых учащимся прежде всего на начальных стадиях обучения (где основной формой познания является копирование действий учителя), осмелимся утверждать, что толерантность как одна из важнейших сторон личности учителя способствует гармоническому взаимодействию разума и чувств в нравственной жизни ученического коллектива.
Профессиональная нравственность учителя имеет древние корни. Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении учителя, его нравственных качествах. В наши дни, как и во времена античности, от учителя требуется знание своего предмета, любовь к детям, умение строго контролировать свое поведение, наличие особого такта, общей культуры, терпимости и уважительного отношения к ученикам. Но пожалуй главной особенностью личностной характеристики учителя, ощутимо влияющей на формирование навыков нравственного поведения учащихся, является способность творчески взаимодействовать со своими воспитанниками. Поскольку ученический коллектив можно считать своего рода носителем общественного морального сознания, под воздействием которого формируется индивидуальное моральное сознание каждого ученика, то становится очевидной роль этической культуры учителя. Именно личность учителя оказывает влияние на нравственные убеждения своих воспитанников, творчески взаимодействуя с ними во время урока. Учитель воспринимается как достойный авторитет для подражания, наглядный ориентир для действия.
Какие же грани нравственного поведения учителя неизбежно проявляются в процессе творческого взаимодействия с учащимися?
коммуникативная культура, выражающаяся в умении общаться с учащимися разного возраста, психологических особенностей и природной одаренности;
педагогическая воля, сочетающая в себе разумный конформизм, искренность и педагогический такт;
перцептивные способности, дающие возможность воспринимать и понимать внутренний мир ученика;
дидактические способности, заключающиеся в знании психологии и педагогики, сопряженные с объективной оценкой своих собственных сильных и слабых сторон;
организаторские способности, учитывающие роль общественных отношений в духовной жизни ученического коллектива;
уважительное отношение к интеллектуальному труду обучающегося как необходимому условию самоорганизации;
способность к сопереживанию, чуткость и отзывчивость;
тактичность, обаяние, грамотная речь и артистизм поведения;
оптимизм, подразумевающий счастливое состояние души, удовлетворенность результатом познавательной деятельности.
Известно, что творческий труд способен приносить не только элементарное удовлетворение, но и ощущение полноты бытия. Ученик, достигший успеха в процессе творческой деятельности на уроке, испытывает достаточно сильное переживание полноты бытия, иными словами, состояние счастья. «Понятие счастья выражает определенный срез нравственной жизни человека» (Попов Л.А., Этика. Курс лекций, М.: Центр, 1998, с.77), поэтому пребывание обучающегося в состоянии счастья, с одной стороны, создает благоприятные условия для формирования позитивного морального сознания, а с другой, оптимизирует учебный процесс.
Претворение на практике вышеизложенных положений осуществляется в русле разработанной нами методики обучения школьников музыкально-теоретическим предметам. Основным стержнем данной методики является логика, свойственная детскому восприятию, мышлению и отображению знаний. Учебный материал, изложенный в авторских программах, выстроен так, чтобы каждая последующая тема или понятие представляли собой логическую ясность прежде всего для ученика, чтобы ученик, познавая новое, мог найти ему логическое подтверждение, опираясь на прежние знания. Творческий процесс познания, в котором активно участвуют и учитель, и учащиеся, происходит благодаря взаимодействию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления, – ученики непосредственно включаются в «действие», проигрывая, трогая, ощупывая, представляя, по-своему осознавая и объясняя те или иные элементы музыкального языка. Обучение предусматривает участие каждого ученика в процессе познания через исследование. В ходе такой творческой деятельности учащиеся самостоятельно «добывают» знания и «устанавливают» закономерности исследуемого явления. Учитель выполняет организующую, корректирующую и вдохновляющую функцию и в то же время выступает в роли полноправного участника коллективного поиска.
Непременным элементом, сопутствующим практическому воплощению авторских учебных программ, является опора на нравственные чувства и устремления человеческой души. Так, первичное усвоение учащимися многих понятий или явлений в области теории музыки происходит благодаря способности детей одушевлять предметы и легко перестраиваться из реального мира в мир вымышленных героев, а также святой вере в торжество добра над злом.
В арсенале педагогической лексики используются близкие для понимания детьми определения элементов музыки: «отец-Мажор», «сын-Минор», «любимая всеми звуками Тоника», «решительный и требовательный Доминантсептаккорд» и другие. Каждый из этих «героев» наделяется моральными качествами и совершает высоконравственные поступки, всецело поддерживаемые классом. В данном случае знание учителем психологии детского восприятия позволяет ему связывать в сознании учеников в неразрывное целое не только учебные задачи, но и нормы общечеловеческой морали, такие как обладание волей, сознание долга, чувство справедливости и сострадания.
Подробное описание всех аспектов авторской методики не входит в задачу настоящей статьи, поэтому, подводя итог сказанному, отметим, что в воспитании этической культуры учащихся важнейшее значение приобретает не прямое назидание и напоминание учителем нравственных постулатов, а пронизанность ими всего процесса обучения, их растворение в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.