Как показывает опыт, методика проблемно-модульного обучения (далее – ПМО) предмету сольфеджио в ДШИ может быть адаптирована под потребности любого ребенка, которым может оказаться и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Здесь хотелось бы привести высказывание известного российского ученого в области нейронауки и психолингвистики Татьяны Владимировны Черниговской: «Занятия музыкой, которые рано начаты, очень ускоряют и активизируют работу мозга, потому что это совершенно другой тип мозговой работы… Люди, которые рано начали заниматься музыкой, отодвинут болезнь Альцгеймера. Исследования показали, что качество нейронной сети улучшается у тех, кто занимается музыкой, так как это рано полученная, очень интенсивная тренировка нейронной сети».

В этой связи методика ПМО доказала свою эффективность в практике работы как с обычными обучающимися, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии. В настоящее время учителя и у нас в стране, и в США, и в Европе единодушны во мнении, что за последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них появилось больше речевых проблем, а также уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Это происходит от перестимуляции мозга, то есть, количество стимуляции нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, является очень вредным для растущего, формирующегося мозга. Так, 25 лет назад родители редко обращались к неврологам с речевой патологией детей, а сейчас таких детей 80% или больше, среди них очень много аутистов. Кроме того, раньше наблюдалось очень мало неговорящих детей среди двухлетних, а на сегодняшний день нередки случаи, когда и в три года еще не начинают говорить. Из-за злоупотребления телевизором или компьютером саккадические (быстрые, скачкообразные) движения глаз ослаблены, в результате чего возникает слабость глазных мышц. В связи с этим у детей развивается дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).

Говоря о музыкальном обучении детей, имеющих явные признаки дефицита внимания и проявления гиперактивности, хочу порекомендовать педагогам книгу О.И.Ефимова и В.Л. Ефимовой «Педагогика, изменяющая мозг». Данная публикация проливает свет на многие трудности в обучении, связанные с неврологическими проблемами в развитии детей дошкольного и школьного возраста. В этом смысле методика ПМО удивительным образом перекликается с научными выводами авторов книги, так как методические приемы, положенные в основу обучения, в конечном итоге обнаруживают связь с развитием функций мозга.

Ниже остановлюсь на некоторых научно обоснованных положениях методики ПМО, которые привели к ощутимым результатам в процессе инклюзивного обучения в подготовительной группе детской музыкальной школы, где наряду с обычными обучающимися занимался один ученик с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1. Ведущее место в методике ПМО отводится телесно-мышечной, или, мышечно-суставной проработке ритма. Для ребенка естественное состояние – двигаться, а не сидеть спокойно. Именно это свойство детского темперамента используется в методике ПМО, начиная с подготовительного класса. Большое значение придается телесно-мышечным движениям, когда задействованы и ноги, и руки, и речь. Такая совокупность движений поначалу выражается в выполнении плавных ритмических движений под спокойную двухдольную музыку, движения внешне напоминают покачивание корпусом из стороны в сторону – ребенок попеременно опирается то на одну, то на другую ногу, при этом сопровождает покачивание счетом вслух «раз, два, раз, два». Несколько позже счет заменяется произнесением ритмичного текста.
У детей с нарушением чувства времени, то есть чувства ритма, неизменно присутствует нарушение синхронизации движений (что и наблюдалось у нашего ученика с ОВЗ). В этом случае руки и ноги не могут работать как единый оркестр. Поэтому такие движения служат подготовкой к восприятию ритмических фигур, они сродни укачиванию малыша и очень полезны для младших школьников, так как помогают вестибулярному аппарату и мозжечку созреть, оказывая благотворное влияние на развитие всего мозга.
Эти, на первый взгляд, простые упражнения способствуют выработке равновесия. Дело в том, что равновесие напрямую связано с проприоцептивным (мышечно-суставным) чувством – это чувство позволяет удерживать свое тело в вертикальном положении; проприоцептивное (мышечно-суставное) и тактильное чувства являются фундаментом, на котором строится успешное обучение ребенка и в целом развитие интеллекта. Рецепторы проприоцептивного чувства расположены в мышцах по всему телу. Когда у ребенка нарушены проприоцептивные чувства, он тяжело усваивает новые двигательные навыки, в частности, не может застегивать пуговицы, научиться кататься на велосипеде – как 2-колесном, так и 3-колесном, у него возникают речевые проблемы, нарушена координация движений, а при нарушении тактильного чувства возникают проблемы с речью. Таким образом, незаслуженно забытые педагогами вестибулярное, проприоцептивное и тактильное чувства очень важны для развития ребенка, более того, они представляют собой прочную основу для развития нервной системы. Выходит, мы можем твердо стоять на ногах в жизни (и в прямом, и переносном смысле), если эта основа надежна.
Надо сказать, что ученик с ОВЗ довольно быстро освоил данные упражнения, сначала ему удавалось только покачиваться под музыку без произнесения счета, постепенно движения становились ритмичными и точными, позже он начал выполнять весь комплекс, включая произнесение счета.
Дальнейшая работа над развитием ритмического чувства представляет усложнение заданий за счет выполнения одновременных движений ногами и руками в виде шагов и хлопков. Так отрабатываются виды ритма – длительности звуков, которые имеют условные названия: ритм-совпадение – когда шаги и хлопки одновременно воспроизводят метр и ритм четвертными длительностями, ритм-удлинение – когда хлопки вступают через два шага, и ритм-дробление – когда на каждый шаг приходится два хлопка.

2. В методике ПМО с двигательным опытом тесно связано развитие зрительных и слуховых представлений. Аудиовизуальная система – это пример тесного взаимодействия сенсорных систем. Все дети, и тем более дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (к слову, в настоящее время каждый второй ребенок имеет диагноз СДВГ), плохо выделяют значимую информацию из других звуков, часто отвлекаются, не обращают внимание на важные вещи, на голос учителя, например. Оказывается, спокойно сидящий за партой ученик в очень ограниченном объеме запоминает и усваивает информацию, исходящую от учителя, потому что его внимание рассеянно и пассивно; ни речь учителя, ни примеры, написанные на доске либо исполненные на инструменте учителем, в полной мере учеником не усваиваются. В этом неоднократно убеждались и сами педагоги.
Дело в том, что во всех случаях младшим школьникам необходимо отчетливо материально воспринимать и наглядно видеть объект познания, поскольку они еще не владеют абстрактным мышлением. Так, согласно учению П.Я.Гальперина ребенок может выполнять новое действие только с опорой на внешние объекты и внешние манипуляции с ними, впоследствии, то же самое действие ребенок выполнит в уме. Например, для овладения операциями счета дети вначале складывают кубики или цветные палочки, но по истечении определенного времени больше не нуждаются в кубиках и палочках и могут выполнять эти вычислительные операции в уме.
Таким материально воспринимаемым внешним объектом в методике ПМО является клавиатура фортепиано, расположенная на каждом ученическом столе в натуральную величину – 7 октав. Повторяя фортепианные движения на настольной клавиатуре за учителем, который работает на планшете с изображением клавиатуры у доски, и одновременно с этим воспринимая звуки на слух, ученики занимаются активной познавательной деятельностью и глубоко усваивают материал.
Научно доказано, что тонкая моторика (фортепианные движения пальцами руки, в том числе, хлопки в ладоши) и общая моторика (движения ногами) имеют непосредственное отношение к речевому и интеллектуальному развитию ребенка. Многие уверены в том, что мозг ребенка работает точно так же, как мозг взрослого. Так считают не только люди, которые вообще никогда не задумывались о функционировании мозга, но и специалисты, которые составляют образовательные программы для детей. В последние десятилетия благодаря исследованиям нейрофизиологов выяснилось, что у ребенка мозг работает совсем не так, как у взрослого. Многие функции мозга созревают только к 18-20 годам (!), поэтому перепрыгивать через этапы развития нельзя. Для построения прочных нервных путей и связей оказывается нужны движения в сочетании с ощущениями, то есть, информацией от наших органов чувств. В методике ПМО это целый комплекс, который составляют зрительные, слуховые, тактильные, вербальные, вестибулярные, мышечно-суставные ощущения. Именно этот двигательно-активный комплекс воздействует на все рецепторы, создавая важнейшие нейронные связи.
Так, имея перед собой индивидуальное «фортепиано» – пусть в виде нарисованных клавиш, но почти настоящих, в натуральную величину, – побуждает даже самого невнимательного ребенка повторить на нем фортепианные движения (ведь другие рядом с ним активно выполняют эти действия), а значит, включить в работу мелкую моторику, тактильные ощущения и приобщиться к деятельности. Тогда как пассивное взирание на действия учителя, активно работающего у доски и на инструменте, мало вдохновляют и практически не побуждают обучающихся к познавательной деятельности.
В то же время, в вопросе обучения детей с ОВЗ недостаточно просто иметь указанные атрибуты, так как эти дети не обращают внимания на окружающих и не анализируют их действия, чтобы потом осмысленно их повторять. Здесь учитель должен находиться рядом и непосредственно показывать выполнение того или иного действия – ученик поначалу буквально копирует его и при каждом повторении улучшает качество выполнения. Постепенно мозг накапливает информацию, полученную посредством проприоцептивного (мышечно-суставного) тактильного, аудиовизуального чувств, и переводит ее в сформированный навык. Корни этого явления опять же происходят из исследований нейрофизиологов, которые указывают на то, что 90% (!) всей сенсорной информации, которую обрабатывает наш мозг, поступает от мышц и суставов, поскольку мышцы и суставы не живут сами по себе, а связаны с мозгом.

3. Результативность обучения предмету сольфеджио по методике ПМО обеспечивается благодаря повторяемости учебных модулей. Как известно, чтобы освоить какой-то навык, нужно много раз повторить одно и то же действие. Однако, речь идет не о простом повторении, а о способе послойного наращивания знаний, когда к ранее усвоенной информации приращивается новый элемент. Такая повторяемость модулей позволила полностью исключить из учебной практики традиционные опросы и проверки домашних заданий.
Большую роль в обучении играет приобретение так называемых подкорковых навыков, когда то или иное действие выполняется без участия сознательного контроля – то есть, бессознательно, или, автоматически. Это дает мозгу свободу для осмысления новой информации. Как указывал Э.Жак-Далькроз, «главное преимущество автоматических движений заключается в том, что они оставляют уму свободу заняться чем-нибудь другим». Л.С.Выготский писал о том же: «Привычка, автоматизируя действия, ‹…› освобождает и разгружает работу нашего внимания».

Как показало время, обучение предмету сольфеджио по методике ПМО обеспечивает заметное улучшение физических и интеллектуальных показателей как у обычных детей, так и у детей с ОВЗ. В частности, у последних стала отмечаться четкая координация движений, в то время как в начале занятий они не попадали в такт музыки, не могли шагать и одновременно хлопать ритм. Наряду с этим улучшился уровень внимания и запоминания.