Комплексная дидактическая цель: усвоение пунктирных ритмов: четверть с точкой и восьмая с точкой.
Частные дидактические цели: проработка ритмических упражнений, являющихся непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма
Учебные элементы:
— прохлопывание ритмических фигур на фоне метрической пульсации;
— прохлопывание ритмических упражнений из раздела «Пунктирный ритм» по учебнику сольфеджио.
Во время освоения пунктирных ритмов важно прочувствовать и осознать значение точки, — момент удлинения длительности вполовину ее звучания.
Здесь не следует прибегать к использованию счета, как это принято на уроках по специальности. На сольфеджио этот способ неприменим, осмысление пунктирных ритмов строго сообразуется с метрической пульсацией долей и дирижерскими жестами.
С целью развития ритмической реакции учитель проводит своеобразную ритмическую разминку. На доске записываются четыре условные доли: I I I I
При каждом повторении учащиеся хлопком отмечают только одну из них (учитель считает вслух: раз, два, три, четыре):
1) I I I I
хл.
2) I I I I
хл.
3) I I I I
хл.
4) I I I I
хл.
5) I I I I
хл. хл.
Этой разминке уделяется две-три минуты урока, постепенно ученики привыкают к ней, справляются уверенно и легко, вступая в нужном месте и в точном соответствии с пульсом.
Другое упражнение является и ритмической разминкой, и непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма. На доске записывается ритмическая фигура , которая прохлопывается несколько раз с метрической пульсацией. Далее работа строится так:
1) класс делится на две группы; одна прохлопывает ритм первой доли, другая – второй доли, затем меняются (учитель беспрерывно отбивает метрический пульс);
2) класс делится на три группы, каждая из которых отмечает хлопком свою ноту:
каждый вариант прохлопывается без остановки много раз, до полного автоматизма;
3) дети хлопают вторую ноту, учитель – первую и третью:
4) теперь учитель хлопает вторую ноту, дети – первую и третью:
5) дети продолжают хлопать так же, учитель же не хлопает, а в момент хлопка молча показывает свою ноту на доске – то есть она звучит в уме. По существу дети уже хлопают пунктирный ритм, однако, этот пока еще хрупкий навык лучше закрепить еще раз на следующем уроке и только после этого дать графические выражения отработанной ритмической фигуры:
Для дальнейшей проработки используются ритмические упражнения из раздела «Пунктирный ритм» учебника сольфеджио, с. 22 — а), б), в), г).
Через некоторое время аналогично четверти с точкой осваивается восьмая с точкой, при этом двухдольный метр представлен размером , а базовой ритмической фигурой является
Эта ритмическая фигура закрепляется на основе упражнений д), е) из раздела «Пунктирный ритм», которые предварительно прохлопываются с учащенной метрической пульсацией в размере
после чего частота пульса сбавляется в два раза, и учащиеся прохлопывают тот же ритм в размере