Комплексная дидактическая цель: усвоение пунктирных ритмов: четверть с точкой и восьмая с точкой.
Частные дидактические цели: проработка ритмических упражнений, являющихся непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма
Учебные элементы:
— прохлопывание ритмических фигур на фоне метрической пульсации;
— прохлопывание ритмических упражнений из раздела «Пунктирный ритм» по учебнику сольфеджио.

Во время освоения пунктирных ритмов важно прочувствовать и осознать значение точки, — момент удлинения длительности вполовину ее звучания.
Здесь не следует прибегать к использованию счета, как это принято на уроках по специальности. На сольфеджио этот способ неприменим, осмысление пунктирных ритмов строго сообразуется с метрической пульсацией долей и дирижерскими жестами.
С целью развития ритмической реакции учитель проводит своеобразную ритмическую разминку. На доске записываются четыре условные доли:  I    I     I     I
При каждом повторении учащиеся хлопком отмечают только одну из них (учитель считает вслух: раз, два, три, четыре):
1)         I      I      I      I          
          хл.
 
2)        I      I      I      I          
                  хл.
3)        I      I      I      I          
                         хл.

4)        I      I      I      I          
                         хл.

5)        I      I       I      I           
          хл.                  хл.

Этой разминке уделяется две-три минуты урока, постепенно ученики привыкают к ней, справляются уверенно и легко, вступая в нужном месте и в точном соответствии с пульсом.

Другое упражнение является и ритмической разминкой, и непосредственной подготовкой к усвоению пунктирного ритма. На доске записывается ритмическая фигура  1, которая прохлопывается несколько раз с метрической пульсацией. Далее работа строится так:
1) класс делится на две группы; одна прохлопывает ритм первой доли, другая – второй доли, затем меняются (учитель беспрерывно отбивает метрический пульс);
2) класс делится на три группы, каждая из которых отмечает хлопком свою ноту:
2
каждый вариант прохлопывается без остановки много раз,  до полного автоматизма;

3) дети хлопают вторую ноту, учитель – первую и третью:

3

4) теперь учитель хлопает вторую ноту, дети – первую и третью:

4

5) дети продолжают хлопать  так же, учитель же не хлопает, а в момент хлопка молча показывает свою ноту на доске – то есть она звучит в уме. По существу дети уже хлопают пунктирный ритм, однако, этот пока еще хрупкий навык лучше закрепить еще раз на следующем уроке и только после этого дать графические выражения отработанной ритмической фигуры:

5

Для дальнейшей проработки используются ритмические упражнения из раздела «Пунктирный ритм» учебника сольфеджио, с. 22 — а), б), в), г).

Через некоторое время аналогично четверти с точкой осваивается восьмая с точкой, при этом двухдольный метр представлен размером 6, а базовой ритмической фигурой является    7     Эта ритмическая фигура закрепляется на основе упражнений д), е) из раздела «Пунктирный ритм», которые предварительно прохлопываются с учащенной метрической пульсацией в размере  8  после чего частота пульса сбавляется в два раза, и учащиеся прохлопывают тот же ритм в размере 9

 

Образцы ритмических упражнений
18