(Материалы международной научно-практической конференции «Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы». Уфа, 2001 г.)

Музыка, основанная на пентатонике, близка и понятна народам нашей республики с самого раннего детства. Учащиеся, поступающие в гимназию-интернат им. Газиза Альмухаметова, приезжают в Уфу, в основном, из отдаленных районов Башкортостана. Чаще всего это дети, воспитанные на народной музыке, с молоком матери впитавшие национальные песенные традиции. Поэтому на приемных экзаменах в гимназию их музыкальные способности, как правило, проявляются в исполнении башкирских народных или эстрадных песен.
Отсюда становится естественной необходимость более раннего (по сравнению с традиционной программой ДМШ) изучения в курсе теории музыки и сольфеджио пентатоники как лада. Вследствие этого решение одной из задач музыкально-академического образования в гимназии происходит через обращение к песенному наследию башкирского народа, а также посредством применения содержащегося в нем дидактического материала.
Уже к концу первого года обучения, либо в начале второго года, наряду с изучением традиционных ладов мажорно-минорной системы, учащиеся знакомятся с пентатоникой. На теоретических занятиях используются лучшие примеры башкирской музыки, которые сосредоточены в учебнике «Одноголосное сольфеджио» (имеется в виду учебное пособие для учащихся музыкальных школ и гимназий Д.Шайхутдиновой «Одноголосное сольфеджио» в двух частях, Уфа, 1995). Данный учебник написан с учетом регионального компонента, — его вторая часть содержит известные, ставшие классическими образцами народного творчества, лирические и песенно-танцевальные мелодии, а также песни, романсы профессиональных композиторов.
Говоря о жанрах башкирского мелоса, следует отметить, что в учебной практике не используются жанры исторических или лирико-эпических песен, которым свойственны богато орнаментированные распевы, — то есть напевы узун-кюй, такие как «Урал», «Шаура», «Гильмияза» и другие. Это происходит по вполне понятным причинам, – они недоступны для интонирования учащимися. В основном примеры для сольфеджирования представляют собой скорые песенно-танцевальные мелодии, — это напевы, которые относятся к жанру бытовых песен. Как известно, напевы кыска-кюй выражают оптимизм народа, претворяющийся в быстрой песне танцевального характера – «иногда бодрой, молодецки удалой, иногда иронической, веселой или шутливой» (М.П.Фоменков. Монография «Башкирская народная песня», Уфа, 1976). Кыска-кюй удобны для сольфеджирования, поскольку лишены орнаментальной распевности; их мелодике свойственны короткие, энергичные, волевые попевки-мотивы. Мелодическая и метроритмическая структура отличается квадратностью, периодичностью, идущей от моторной ритмики и периодичности танца. Назовем среди них такие как «Ирендэк» (№ 500), «Гульназира» (№ 497), «Шаль вязала» (№ 495), «Баик» (№ 503), «Зарифа» (№ 475), «Плакучая черемуха» (№ 513), «Хатира» (№ 501), «Пляши, джигит» (№ 499), «Наза» (№ 498) и многие другие (здесь и далее приводятся примеры из упомянутого учебника сольфеджио Д.Шайхутдиновой).
Как известно, важным элементом ладового развития в башкирской народной музыке является обратимость пентатонных ладов. Принцип взаимной обратимости основан на общности составляющих их звуков аналогично ладовой переменности, свойственной русским, украинским, белорусским и другим народным песням. Этот важный элемент ладового развития имеет место в башкирской народной песне «Ялсыгул» (№ 496, G – e), а также в авторских песнях, которые по своей популярности могут быть приравнены к народным. Таковы песни «Актанык» (№ 480, h – D – h) и «Гульямал» (№ 510, c – Es – c) Т.Каримова; «Приглянулся мне паренек» (№ 481, e – G – e) Х.Ахметова и другие.
Вместе с тем, башкирская народная музыка не ограничивается пентатонными ладами и их разновидностями. Как отмечает М.П.Фоменков, с давних времен встречаются и играют важную роль в формировании башкирской мелодики другие диатонические лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский. Взаимопроникновение, слияние элементов различных ладов мы находим в некоторых примерах из второй части учебника сольфеджио. Так, песня «Семь девушек» (№ 474) – это пример эолийского лада; популярнейшая песня «Салават» (№ 555) содержит элементы эолийского и дорийского ладов; мелодия песни «Вороной иноходец» (№ 502) – это миксолидийский лад; «Плакучая черемуха» (№ 513) – ионийский и т.д.
Через раннее приобщение учащихся к пентатонике довольно успешно в учебном процессе решаются и другие дидактические задачи. В частности, работа над интонационным освоением звукоряда натурального минора проходит намного осмысленнее и успешнее после того как учащиеся в течение определенного времени проигрывают и пропевают пентатонные звукоряды в минорных тональностях, интонируют секвентные мотивы по ступеням минорного пентатонного лада и сольфеджируют соответствующие примеры. Седьмая натуральная ступень, лишенная полутонового тяготения в тонику и потому трудно усваиваемая при простом пропевании гаммы в восходящем и нисходящем направлениях, запечатлевается в памяти более отчетливо и ярко, благодаря выделению ее в самостоятельную гармонию третьей мажорной ступени пентатонного звукоряда.
Разнообразная метрика и широко развитая ритмика башкирских песен – это еще один источник, представляющий богатый дидактический материал. При сольфеджировании таких примеров учащиеся естественным образом соприкасаются с переменными размерами («Ялсыгул», № 496), редко встречающимися в учебной практике сложными размерами («Журавли летят» Н.Сабитова, № 520; «Ты мое счастье» Р.Газизова, № 506), переменными в сочетании со сложными («Тоска по долинам уральских гор» З.Исмагилова, № 557), а также переменными, объединяющими в себе простые, сложные и смешанные метры («Салават», № 555; «Урал мой» Ш.Ибрагимова, № 556). Интересными и познавательными для учащихся с точки зрения ритма являются мелодии некоторых лирических песен, содержащих множество необычных ритмических фигур. Это, например, «Родная моя деревня» Т.Шарипова (№ 564), «Хочу верить в чудо» С.Низамутдинова (№ 565), «К тебе стремится сердце мое» Х.Ахметова (№ 558), «Былбылым» З.Исмагилова (№ 559), «Каждый день ты снишься мне» Р.Сахаутдиновой (№ 566) и другие.
Подводя итог сказанному, отметим, что приобщение детей к башкирской национальной песенной культуре в рамках академического предмета сольфеджио, безусловно, способствует расширению границ классического музыкального образования.