Прочла и поняла ….что я попала на самый важный для меня сайт!!!! Ура!!!! Как же мне повезло. Я теоретик по образованию…но в нашу музыкальную школу не могла устроиться на работу долгие 20 лет. Не смешно. А теперь …слава Богу — появилась такая возможность. Я люблю свой предмет и, проработав 17 лет в общеобразовательной школе, всё равно без навыков муз.грамоты деток не оставляла. Но…. прошло время…. и как сейчас пишутся поурочные или рабочие планы по сольфеджио ..- я и не знаю. . Помогите мне пожалуйста!!! Надо чтобы весь урок был построен гармонично. Заранее благодарю…
Роллана
Роллана, что ж, раз уж Вы поняли, что это для вас самый важный сайт, то прежде чем приступить к работе, Вам необходимо ознакомиться с методическими пособиями (двумя книгами по методике) и книгами для учащихся.
Для того чтобы Вы имели представление о строении модульного урока, приведу материал самого первого занятия в первом классе:
1. Клавиатура — черные и белые клавиши. Звучат музыкальные примеры: первый — только на черных, второй — только на белых клавишах. Все сходятся во мнении, что и белые, и черные — одинаково хороши. Музицируют на черных клавишах (см. Методику теории, сс.21-22.).
2. Регистры — образные, высотные характеристики (см. текст из учебника теории, сс.6-7).
3. Понятие «октава». Учащиеся запоминают расположение звука «до» на клавиатуре, после чего учитель предлагает пересчитать количество клавиш между звуками до (считают хором). Устанавливают 8 клавиш, от чего и произошло название «октава». Находят и показывают 7 октав на инструменте.
4. Музыкальный пульс — его можно прошагать. Каждый шаг — это доля: на доске изображены четыре такта по две доли — II II II II. Учащиеся равномерно шагают под музыку, учитель считает доли: раз, два, левой, правой. Поясняет — если можно считать шаги «раз, два», значит, в музыке двухдольный пульс. Хором произносят «двухдольный пульс».
5. Длительности: четвертные, половинные. Четвертные длительности совпадают с шагами, шаг по своей протяженности (длительности) равен четверти (четвертной длительности). Половинные длятся в два раза дольше, по протяженности равны двум шагам. Прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на доске, под непрерывные шаги: такт — четвертные, другой такт — половинные (учебники теории открыты на с.8).
6. Те же длительности в примере №1 из учебника сольфеджио. Работают так:
— учитель обращает внимание детей на размер 2/4, произносят хором «две четверти»;
— поясняет, что две четверти означает двухдольный пульс, в котором каждый шаг представляет четвертную длительность;
— прохлопывают ритм по тактам (соотносят шаги с хлопками);
— произносят ноты с хлопками (продолжают шагать);
— запоминают расположение нот до, ре ми на планшете с клавиатурой;
— проигрывают на настольных клавиатурах и поют под аккомпанемент (один из учеников показывает на планшете с клавиатурой);
— по двое играют на фортепиано в ансамбле с педагогом и поют.