Интенсивность теоретического обучения -залог высокой эффективности занятий по специальности

(Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Уфа, март 2000 г.)

Известно, что предметы сольфеджио, теория музыки, гармония, а также музыкальная литература, анализ формы и другие являются фундаментальной музыкально-теоретической базой, без которой немыслимо профессиональное обучение, воспитание и развитие музыканта-исполнителя.

В практике начального музыкального образования программы по теоретическим предметам нередко существуют и реализуются обособленно от программ по специальному инструменту, содержат в себе такое распределение учебного материала, которое не соответствует задачам изучения и освоения навыков на уроках по специальности. Например, зачастую ученику нужно работать над исполнением различных видов мажорных и минорных гамм с использованием интервалов, аккордов, тональностей, еще не пройденных по теории музыки, либо разучивать произведение, в котором встречаются незнакомые теоретические понятия. В этом случае педагог специального инструмента сам объясняет необходимые правила, невольно выполняя обязанности преподавателя-теоретика.

Объективный анализ вышеназванных явлений, имевших место в работе Республиканской музыкальной гимназии-интерната им. Г. Альмухаметова, привел нас к пересмотру существующих программ по предметам музыкально-теоретического цикла. Этому способствовала и специфика музыкального обра¬зования детей в гимназии, заключающаяся в сроках начального обучения (в ДМШ – 5-7 лет, в гимназии – 3-4 года) без дифференциации по специальностям (в одной группе обучаются духовики, пианисты, народники, струнники), а также в прохождении двух ступеней образования – начального в объеме ДМШ и среднего специального в объеме программ отделений духовых и народных инструментов музыкального училища (выпускники гимназии поступают в консерваторию на отделение духовых инструментов, а также в музыкальное училище на 2-3 курсы теоретического, фортепианного и других отделений). Таким образом, сокращенные сроки музыкального образования детей и наряду с этим высокие профессиональные требования, предъявляемые к обучению, побудили нас разработать интенсивные инновационные технологии по предметам «Теория му¬зыки» и «Сольфеджио», а также создать нетрадиционные программы, в полной мере отвечающие задачам обучения в гимназии.

Интенсивная методика, на основе которой составлены программы по данным предметам, в течение нескольких лет проходила апробацию в качестве инновационного педагогического эксперимента. Ежегодно в экспериментальных группах проводились контрольные срезы знаний учащихся, открытые и показательнее уроки с приглашением преподавателей ДМШ, УГИИ, представителей администрации гимназии. Результаты этих мероприятий постепенно убе¬дили специалистов и руководство РМГИ им. Г. Альмухаметова в необходимости перехода на интенсивные технологии обучения не только в классе одного учителя, но и в целесообразности построения всего учебного процесса в начальном звене (с 5-го по 9-й классы) на основе единых инновационных программ по предметам «Теория му¬зыки» и «Сольфеджио».

Интенсивность не означает количественное увеличение объема изучаемого материала за счет напряженных требований и трудоемких, изнурительных заданий. Наш метод базируется на всестороннем использовании особенностей детской психологии и активном взаимодействии всех рецепторов восприятия (слуха, зрения, тактильной чувствительности и т.д.), а также способов их проявления (памяти, движения, речи и других). В работе с детьми мы обязательно учитываем такие свойства их возраста, как игровое начало, повышенную эмоциональность и доверчивость, способность одушевлять предметы и легко перестраиваться из реального мира в мир сказки и т.д.

Основополагающий исходный тезис нашей методики – это комфортность в восприятии предмета. Комфортно – значит легко, интересно, доступно. Учащиеся на уроках активны, свободно высказывают свое мнение, все хотят побывать у доски и за инструментом.

Обязательным условием для работы в классе является опора на фортепианную клавиатуру, которая (кроме самого инструмента фортепиано) нанесена красками на нижней части столов по всей их длине в натуральную величину, а также вывешена у доски на планшете (здесь клавиши крупнее). В нашем методе фортепианная клавиатура используется как эффективное наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом освоении учебного материала. Во-первых, это своеобразное учебное пособие – средоточие правил по музыкальной грамоте (в нашем методе именно клавиатура несет информацию об интервалах, аккордах, тональностях); во-вторых, наличие индивидуальной клавиатуры, нарисованной на парте, предоставляет возможность каждому ученику непосредственно участвовать в практических формах работы. Также примечательно и то, что на уроке учащиеся работают все вместе (коллективно произносят, озвучивают, повторяют): во время закрепления пройденного, а также в процессе освоения нового материала.

В условиях применения интенсивных технологий возрастает значение вспомогательных средств обучения, максимально отвечающих задачам учебного процесса. С этой целью были разработаны и выпущены в свет по¬собия по теории музыки и сольфеджио, на основе которых строится курс начального музыкально-теоретического образования в РМГИ им. Г. Альмухаметова (пособия Д.И.Шайхутдиновой «Краткий курс элементарной теории музыки» (1993) и «Одноголосное сольфеджио» в двух частях (1995). Неотъемлемой частью данной методологии также являются специально созданные нетрадиционные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты, упражнения), которые отнюдь не несут прямую информацию, а будируют логическое мышление и память учащихся.

В настоящее время работа преподавателей кафедры музыкально-теоретических дисциплин в инновационном режиме обеспечивает достаточно высокие результаты знаний учащихся. Например, на третий год обучения ученики справляются со следующими заданиями:
— интонирование звукорядов в тональностях до 7 ключевых знаков: трех видов мажора и минора, одноименных и энгармонически равных тональностей, мажорной и минорной пентатоники, старинных семиступенных ладов и альтерированных гамм;
— интонирование разрешений неустойчивых ступеней лада в двухголосных сочетаниях, D7 и его обращений в трех мелодических положениях, II7 и его обращений с разрешением как непосредственно в тонические аккорды (в том числе К64), так и через D7 и его обращения;
— интонирование от данного звука моделей простых интервалов, в том числе тритонов, с хроматическими преобразованиями вершины и основания; 4-х видов трезвучия, обращений мажорного и минорного трезвучий, D7 и его обращений (по интервальному составу) с последующим определением тональности и разрешением в мажор и одноименный минор;
— построение и разрешение (на инструменте и письменно) четырех трито¬нов в натуральном и гармоническом видах мажора и минора с функциональными басами, а также характерных интервалов;
— сольфеджирование одноголосных мелодий в диезных и бемольных то¬нальностях до 7 знаков с использованием секвенций, разных типов ритмических групп, в том числе синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, дирижерские жесты в них, транспозиция выученных мелодий, сольфеджирование башкирских и татарских мелодий;
— написание диктантов: ритмических – разной степени трудности в изучаемых размерах, мелодических (одноголосных) повторной и неповторной структуры, содержащих секвенции, вспомогательное хроматизмы, пунктирные ритмы, несложные виды синкоп. После написания диктанта: проигрывание его по памяти, пропевание наизусть с дирижированием, транспонирование в другие-тональности.

Практическая реализация весьма насыщенных программ происходит глубоко адаптированно для детей младшего школьного возраста и предусматривает следующие отличия от традиционной программы ДМШ в вопросах группировки и подачи материала:
а) акцент (с самых первых шагов) на основополагающие понятия в курсе обучения: метро-ритм, интервалы, тональности;
б) раннее знакомство с видами мажора и минора и параллельная работа в тональностях до 7 знаков (диезных и бемольных);
в) раннее обращение к технике транспонирования;
г) раннее осознание ступеней лада и их взаимодействия;
д) раннее приобщение к музыкальной фактуре и к музыкальным жанрам через двуручное исполнение аккордов различными способами изложения;
е) опора на фортепианную клавиатуру как наиболее эффективную форму изучения и практического освоения учебного материала.

Возросший уровень теоретической подготовки учащихся благоприятно отражается на качестве и продуктивности уроков по специальности. Педагог в индивидуальной работе с учеником имеет более широкие возможности для раз¬ностороннего решения непосредственных профессиональных задач – ис¬полнительских, художественных и технических.

Осмысление общих целей и задач привело нас к идее объединения усилий преподавателей-теоретиков и инструменталистов на начальном этапе обучения детей. В каких направлениях можно было бы объединить эти усилия? На наш взгляд, едиными должны быть прежде всего приемы работы над метро-ритмом. На уроках по специальности для воспроизведения ритма четвертных и восьмых длительностей используется счет «раз-и», «два-и», тогда как на сольфеджио те же четверти и восьмые прорабатываются на основе метрической пульсации долей-четвертей. Поэтому на первых же уроках при объяснении длительностей за основу ритмической пульсации следует брать четверть, остальные длительности воспринимаются как ее увеличение или дробление. Параллельно (на уроках теории и специальности) идет отрабатывание ритмоблоков (т.е. прохлопывание или простукивание ритмических упражнений), которые впоследствии (при разучивании пьес, а также при чтении с листа) дают эффект визуального узнавания ритмического рисунка. Ритмоблоки помогают выработать чувство внутренней ритмической пульсации, что развивает свободу в воспроизведении ритмов любой сложности, вплоть до джазовых, тогда как счет заслоняет восприятие ритма.

Наряду с подготовительными упражнениями – ритмоблоками, способствующими запоминанию определенных ритмических форм, на уроках специальности при разборе пьесы очень полезно обращаться к приемам, которые ис¬пользуются при сольфеджировании номеров, а именно:
1) прохлопывание ритма;
2)сольмизирование (то есть ритмизованное произнесение нот) с хлопками;
3) сольмизирование с дирижированием;
4) пропевание нотного текста про себя с дирижированием во время исполнения пьесы педагогом;
5) сольфеджирование с дирижированием двумя руками;
6) проигрывание на инструменте.

Другой благодарной почвой для быстрого продвижения на начальном этапе является использование одних и тех же упражнений, предназначенных и для приобретения исполнительских навыков в классе по специальности, и для работы в классе сольфеджио. Как правило, эти упражнения очень просты, легко запоминаются и охватывают поначалу 3-5 нот. Освоение одной и той же мелодии-песни способствует накоплению слухоинтонационных оборотов, осознанию ступеней лада, закреплению метро-ритмических фигур и благотворно влияет на развитие музыкальной памяти. Благодаря многократной, но ненавязчивой проработке одних и тех же несложных мелодий происходит стойкое запоминание ступеневых, ладовых, ритмических оборотов, которые служат «реактивными сигналами» для восприятия их во время написания музыкальных диктантов, либо интонационного эхообразного воспроизве¬дения после проигрывания педагогом на фортепиано.

Перечисленные аспекты взаимодействия форм работы на уроках сольфеджио и специальности были рассмотрены и продемонстрированы нами на совместных заседаниях теоретического отдела с преподавателями специального фортепиано и духовых инструментов. Специалисты, которых заинтересовали эти предложения, посетили ряд теоретических занятий, познакомились с особенностями интенсивной методики и, после серьезного переос¬мысления программных требований и учебных задач, создали собственные инновационные подходы к преподаванию специального инструмента. Так появился «Курс интенсивного обучения на фортепиано. Начальный этап» преподавателей-соавторов Н.Ю.Гордеевой и Г.Р. Комаровой. Данное учебно-методическое пособие было с интересом воспринято участниками конференции, состоявшейся в Уфимском государственном институте искусств для преподавателей общего фортепиано музыкальных училищ и школ (1999). Теме совмещения сольфеджийных приемов с обучением игре на валторне посвящена методическая разработка И.А.Саяхова, на основе которой преподаватель провел показательный урок на республиканском семинаре, посвященном проблемам исполнительства на духовых инструментах (РМГИ им. Г. Альмухаметова, 1999).

Творческое, взаимодополняющее сотрудничество педагогов-теоретиков и инструменталистов стало возможным благодаря тому, что уровень теоретических знаний и практических навыков учащихся стал соответствовать потребностям профессионального обучения на специальном инструменте и создал ту плодородную почву, которая будет способствовать дальнейшему наращиванию исполнительского мастерства.