Здравствуйте, Дамира Ильдаровна! Мне было радостно познакомиться с Вашей методикой. Купила этим летом «Методику обучения теории…» и читала с упоением. Логично, целостно. Но, честно говоря, пока не могу представить, как реализуется эта методика именно в уроке сольфеджио, как строится урок, как подчиняются основной идее такие виды деятельности как, например, сольфеджирование и диктант. Моя проблема в том, что мне много лет пришлось преподавать сольфеджио и теорию на музыкальном факультете педуниверситета, и там как раз я пыталась делать нечто подобное, и получалось неплохо — всё-таки в работе со студентами легче обращаться к логическому мышлению. Кстати, несмотря на то что большинство приходило после училища, для многих теория музыки оставалась проблемой и они какое-то время продолжали (или, наоборот, не утруждали себя) заучивать правила, зубрить к экзамену, боясь поверить в то, что вся теория лежит на клавишах фортепиано, и учить не надо, надо смотреть и думать. Но вот я пришла в школу искусств и вижу, что с детьми не получается добиться такого результата, который бы меня удовлетворял. В 1 классе они совсем несмышленыши и непоседы, и у них гораздо сильнее работает образное мышление, нежели словесно-логическое, и они не могут долго следить за развитием мысли… Я боюсь, что работа по Вашей методике — как я её сейчас представляю — будет трудна для них, но мне очень хочется попробовать… (Голубева Н.А., 30.12.2010 г.)

Комментарии 1

  1. Д.И. Шайхутдинова сказал:

    Именно потому, что в 1 классе дети еще «совсем несмышленыши и непоседы и у них гораздо сильнее работает образное мышление, нежели словесно-логическое», методика проблемно-модульного обучения предусматривает организацию процесса познания на основе практической деятельности учащихся.
    Наряду с этим, в отличие от традиционной позиции учителя, которая остается субъективной и в основном категоричной: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», наш метод построен на толерантной модели взаимодействия учителя с учащимися, который заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, движении, размышлении. Наши занятия проходят в форме диалога или вопросов-ответов, когда учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока. То есть происходит самообучение, во время которого знания становятся наиболее прочными и надолго сохраняются, так как в этот процесс вовлекаются и чувства, и мысли, и действия учащегося. При такой позиции учитель готовится не к тому, как хорошо самому объяснить материал, то есть рассказать новую тему, а к тому, как организовать процесс самообучения. Он продумывает вопросы и формы коллективного исследования, в процессе которого учащиеся самостоятельно постигают новый материал. Поэтому ваши опасения по поводу того, что детям будет трудно, совершенно напрасны. Напротив – им будет очень легко! Ибо смотреть и думать дети должны во вторую и третью очередь (к вашим словам о том что «вся теория лежит на клавишах фортепиано, и учить не надо, надо смотреть и думать»), а в первую – действовать! Моторная деятельность – вот что необходимо для развития умственных способностей у детей младшего школьного возраста. Речь идет о пальцевой моторике, которая напрямую связана с функциями мозга. Мы им вообще не сообщаем об изучении той или иной темы, просто приглашаем к инструменту, вернее, дети сами просятся к нему. А уж там они постигают новое элемент за элементом и частенько спрашивают, мол, когда мы будем изучать новую тему?
    Вы пишете «…не могу представить, как реализуется эта методика именно в уроке сольфеджио, как строится урок, как подчиняются основной идее такие виды деятельности как, например, сольфеджирование и диктант». В том-то и дело, что нас приучили к обязательному переходу от одного компонента урока к другому. Ученики к каждому из них имеют собственное отношение, окрашенное теми или иными эмоциональными красками. Что из всего этого им нравится менее всего? Первое – не нравится диктант, второе – сольфеджирование, и так далее. В нашем случае никакого перехода нет, а есть выполнение этих видов деятельности, включенное, а точнее, интегрированное педагогом в различные задания. Ученик даже не подозревает, что он пишет диктант или сольфеджирует с листа, он просто поет, играет, вспоминает, записывает. И главное, у него все получается! Он верит в себя, он это может!
    В заключение добавлю, что моя коллега, которая, наоборот, пришла в училище после нашей гимназии, с легкостью приспособила методику к обучению студентов-народников, и у них исчезли проблемы, в частности, с гармонией. А это самый трудный теоретический предмет, как вы понимаете.

Комментирование закрыто